Евгений Финкельштейн. Сам по себе
- Category: Миллионеры
На счету Евгения Финкельштейна – самые громкие концерты в Петербурге, от первого визита в Россию Depeche Mode до выступления на Дворцовой площади Пола Маккартни и Мадонны. Глава крупнейшего в городе медиахолдинга PMI рассказывает о принципах в бизнесе, преимуществах Питера перед Москвой и о том, можно ли быть успешным бизнесменом и при этом не быть связанным с властью.
В России крупный бизнес, как правило, связан со структурами власти. Это такая особенность ведения бизнеса в России или все-таки можно быть независимым миллионером?
Это такое отношение власти к бизнесу. У нас просто в принципе откатное государство, которое увеличивает свою доходную часть за счет откатов. Взять любые конкурсы, тендеры: если ты не дружишь с властью, то у тебя постоянно возникают какие-то проблемы. Но, к счастью, это связано не со всеми сферами бизнеса. Я, к примеру, не связан с властью.
Где бизнес развивать легче – в Москве или Санкт-Петербурге?
Мне удобней в Петербурге. Но, объективно, в Москве все-таки полегче с развитием бизнеса. У Петербурга расположение выгодней. По location мы расположены правильно, Петр I не просто так рубил окно в Европу из Петербурга. Просто сейчас, увы, деньги все оседают в Москве, где сидят чиновники, где эти деньги отмываются, делятся и идут по рукам. Поэтому все завязано на Москве. В Москве, мне кажется, не то что миллионеров, там миллиардеров уже слишком много. Причем статистика учитывает, на мой взгляд, только треть миллиардеров. Все остальное… чиновники туда не входят – а там, я уверен, с миллиардами все в порядке.
Вас называют «серым кардиналом медиабизнеса», как вам такой статус?
Я считаю, что это полный бред. Я к медиабизнесу отношусь постольку-поскольку. Это не основной мой бизнес. У нас 34 компании разного направления. Я не занимаюсь только промоушэном, или только девелопментом, у меня некий комплекс компаний.
По какому принципу вы отбираете проекты и направления, по которым будете работать?
Мы начинали с промоутерского бизнеса, и постепенно разветвлялись. Допустим, промоутерскому бизнесу нужно было радио для рекламы – появилось радио. Ему нужна была продажа билетов – появился kassir.ru – национальный билетный оператор, единственный самый большой на всю страну. Нужны были щиты под рекламу – появились щиты. Нужно рекламное агентство – вот вам рекламное агентство. Нужны офисы – мы начали случайно заниматься девелопментом. Это своего рода комплекс. Мы работаем там, где можно заработать. Я скажу, что мы не профессионалы, мы просто пытаемся заниматься всем.
Деньги не пахнут?
Еще как пахнут. Мне не все равно, на чем зарабатывать деньги. В свое время я не просто так отказался от алкогольного бизнеса, какие-то принципы должны быть. Я, например, никогда не буду заниматься казино, алкоголем, наркотиками. Я никогда не буду заниматься бизнесом, который влечет за собой страдания людей.
Вопрос к промоутеру: не слишком ли завышены цены на выступления западных звезд на свадьбах и корпоративах наших миллионеров?
Безусловно, артисты, которые едут в Россию на дни рождения и корпоративы, переоценены. Особенно для Москвы. Пригласить звезду в Москву обойдется почти в два раза дороже, нежели в Питер. Кстати, это во многом мешает развитию шоу-бизнеса, так как выплачиваемые гонорары от частных мероприятий в 5-7 раз превышают аналогичные суммы в Европе. Мы в Петербурге боремся с этим и платим на 40% примерно меньше, чем Москва. Но в любом случае мы для них Россия. И цены, которые платит Хельсинки и Петербург отличаются значительно.
А наших звезд приглашают на корпоративы за границу?
Только если гуляют русские. Иностранцев наши звезды не интересуют вообще.
Насколько промоутерский бизнес сейчас выгоден?
Он вообще не прибыльный. От общего объема нашей компании составляет всего 3 процента. На звездах зарубежной эстрады заработать деньги практически невозможно. Огромное количество концертов убыточные. И часто мы это заранее знаем, тем не менее, берем обязательства для сохранения отношений с партнерами, с которыми работаем постоянно.
Да, мы проводим немало больших концертов, но куда больше прибыли приносит наша радийная история (в корпорацию входят «Русское радио», «Питер FM», Maximum, Love Radio, «Динамит FM», «Монте-Карло». – Прим. Авт.). Конечно, радиобизнес нынче перестал быть столь доходным, каким был до кризиса, но, в любом случае, он стабильный. Концерты - это русская рулетка, ты можешь потерять все, а можешь подняться, а в радиобизнесе все более-менее прогнозируется. Однако пик радиобизнеса уже пройден… Через год-другой радио станет цифровым, а значит, в эфире возникнут не десятки, как сейчас, а тысячи радиостанций. Зато быстро прогрессируют интернет-технологии. Наша компания «Kassir.ru» - это уже достаточно большой бизнес, который находится не только в Петербурге, но и в Москве, других регионах. «Kassir.ru» является единственным национальным билетным оператором. Недавно мы подписали контракт с РФС (Российским футбольным союзом) и эксклюзивно продаем билеты на все матчи сборной команды.
С какими знаменитыми артистами дружите?
На многие звездные концерты я вообще не хожу. Но есть какие-то приятные люди или те, с кем мы годами дружим семьями, даже отдыхаем вместе, как, например, с Валерией. Правда, после концерта, согласно этикету, нужно зайти в гримерку, пригласить куда-то в ресторан. Но без фанатизма. Прошли концерты, и прошли. Ни к Оззи Осборну, ни к «Роксет», ни к Стингу я не ходил фотографироваться. Зачем напрягать гостей? Прекрасно понимаю, что они себя чувствуют дискомфортно в таких ситуациях. Ведь многие даже очень популярные артисты – несчастные люди, потому что сами себе не принадлежат.
Почему среди миллионеров так популярен шансон?
Ничего удивительного: люди, которые успели заработать деньги, в массе своей слушают шансон. Слушают музыку, на которой выросли – Шуфутинский, Пугачева, «Лесоповал». Несколько лет назад в ряды любимых исполнителей топ-класса вошел Стас Михайлов, сыгравший на нужных «струнах» и темах.
Среднего класса в нашей стране, к сожалению, практически нет. Хотя бы потому, что нет малого бизнеса. Я и по билетам могу сказать: покупаются самые дешевые и самые дорогие. И коммерчески на сегодняшний день востребована музыка среднего качества. Эта тенденция лишь отражает изменения самого общества.
Люди с высоким уровнем дохода предпочитают посещать концерты на Западе. Ситуация как-то меняется?
Сегодня даже самым обеспеченным людям нет смысла специально ехать за границу на концерт любимого исполнителя. Те, кто может себе это позволить, все-таки ценят свое время. Им проще и дешевле сходить на этот концерт в Петербурге. А потом уже поехать в Европу, если уж очень захочется.
Я общаюсь со многими состоятельными людьми: они уже пережили период былой легкости на подъем. Сегодня если будут знать, что Леди Гага выступит не только в Швеции, но и в Петербурге, дождутся ее в Петербурге. Сейчас нет различий между качеством шоу одного и того же исполнителя в Европе и в России, как было раньше.
Вы говорили, что Петербург утратил свой статус культурной столицы. Почему вы так считаете?
Понимаете, культуру помимо всего прочего определяют еще и деньги. А когда город находится в нищете… вы знаете, эта наша питерская интеллигенция – может, она еще и есть, но она уже превратилась в каких-то обозленных людей. Что за интеллигенция, которая не может себе позволить ходить в театр? Раньше она была видна, ну а сейчас, я вас уверяю, у нас и в театры ходят меньше, чем в Москве, и читают меньше. Вы знаете, бытие определяет сознание. Когда государство откатное, тогда и развитие у него соответствующее. К тому же большинство людей, которые развиваются в нашем городе, их потом переманивает Москва, рано или поздно более талантливые люди попадают в Москву. Потому что люди хотят себя реализовать, а в Петербурге пока это труднее.
А почему вы в Москву не перебираетесь?
Звали много раз, но я в Москве даже не ночую: утром прилечу, а вечером уезжаю. Москва на меня давит, чувствую себя там некомфортно. Какая-то она вся надуманная, многонациональная, разношерстная. Слишком многие туда приезжают с целью добиться успеха, денег любой ценой.
А если столицу перенести в Петербург?
Зачем? У нас нет комплекса «второй столицы». Столица должна быть там, где она есть. Не надо иметь столичные функции, чтобы изменить ситуацию в городе.
На ваш взгляд, успех зависит от удачи или человек сам кузнец своего счастья?
У нас в стране удача, если тебя куда-то назначили, если ты был с кем-то знаком. А вообще, так не бывает, чтобы все было по велению счастливого стечения обстоятельств. В любом случае надо много трудиться, что-то делать для того, чтобы тебя заметили. Да, говорят, богатым везет. Но это все ерунда. Людям, которые работают, – им везет. Просто так ничего не бывает.
Если бы вам предложили перенести бизнес в другую страну, вы бы согласились?
Нет. Я очень долго жил за границей, там у людей другая ментальность. Делать бизнес удобней в растущей стране, а не в той стране, где капитализм уже существовал, и я могу сказать, что за границей вести бизнес сложнее. Поэтому мы в другие страны свой бизнес не переносим, но пробовать себя там будем.
Почему в России не любят богатых?
Я думаю, что нелюбовь к миллионерам связана прежде всего с растущей коррупцией, которая существует на всех ступенях власти. Поэтому я думаю, что миллиардеры – это заложники ситуации, которая создается государством. Если бы, к примеру, все знали, что я 10 лет назад был посудомойщиком, потом собирал клубнику, по ночам разгружал мясо тоннами… Это же все не просто так. Знаете: «Как вы стали валютной проституткой? – Просто повезло». Люди, которые создают себя сами, к примеру, Рустам Тарико, их меньшинство. Мне, например, стыдиться нечего, я все заработал сам, по три-четыре года работал без отдыха.
Говорят, что ваш близкий друг – сын Матвиенко, поэтому, наверно, у вас дела идут так хорошо.
Да, мы с ним друзья, но совместно мы не заработали ни копейки. Я никогда не работал совместно с административным аппаратом, и с бюджетными деньгами не имел никаких дел. Да, безусловно, я общаюсь с чиновниками, но я не могу сказать, что я с кем-то из них повязан коммерческими отношениями. Мой бизнес и рядом не стоял с администрацией.
Ближайшие планы вашей корпорации?
У меня всегда только одна цель – идти вперед. Цель – навести порядок, потому что в состав корпорации входит очень много компаний. Нас все знают по музыкальному бизнесу, но никто не знает, что мы занимаемся девелопментом, медициной.
Корпорация PMI
Корпорация PMI («Петербургская Музыкальная Индустрия») — крупнейший медиа-холдинг в Санкт-Петербурге. Основное направление в работе — полномасштабный охват музыкального рынка Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России.
В состав корпорации входят: РУССКОЕ РАДИО, LOVE RADIO, DFM, MAXIMUM, MONTE CARLO, РАДИО ПИТЕР FM. А также промоутерская компания ПЛАНЕТА ПЛЮС, агентство по продаже билетов KASSIR.RU, рекламное агентство PMI-MEDIA, оператор наружной рекламы TOP MUSIC, первая творческая сеть YATALANT.RU, группа компаний С-КОНТИНЕНТАЛЬ.