Читать журнал On-line

cover-1 result

Бал мечты

4 декабря 2014 г., в Большом Петровском зале гостиницы «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ» состоится благотворительный танцевальный вечер «Бал Мечты».

Мероприятие проводится по инициативе Благотворительного Фонда «С Днем рождения!», совместно с Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках, компаниями «Академсервис», «Интерконнект», «Спин-Мьюзик» и центром социального обслуживания округа «Басманный».

Все средства, вырученные в ходе проведения бала, будут направлены на реабилитацию детей-инвалидов - подопечных фонда; поддержку работы клуба для мам детей – инвалидов, а также на помощь в развитии и адаптации детей из детских домов, курируемых фондом, новогодние мероприятия и детские подарки.

На вечер приглашены представители городской администрации, посольств, консульств, национальных культурных центров города Москвы.

Афиша

svvetskiye-sobytiya

Он с Луны

BartenevБольшую часть времени Андрей Бартенев проводит между небом и землей. Летая из страны в страну и давая семинары начинающим художникам, мастер перформанса, модельер и шоумен, похоже, жалеет только об одном: что в России ему не суждено получить то признание, которое он уже давно имеет на Западе.

Большую часть времени Андрей Бартенев проводит между небом и землей. Летая из страны в страну и давая семинары начинающим художникам, мастер перформанса, модельер и шоумен, похоже, жалеет только об одном: что в России ему не суждено получить то признание, которое он уже давно имеет на Западе.

Bartenev

Андрей, чем сейчас можно удивить россиян?


Очень сложный вопрос. Если удивлять перформансом или актом искусства, то надо делать что-то позитивное. Сейчас только настоящий позитив может удивить россиян. За последние двадцать лет из такого рода… я могу припомнить только «Снежное шоу» Славы Полунина. Но это было локальное явление – такой оазис позитива среди бескрайней пустыни, потому что его не показывали по телевизору и десятки миллионов людей его просто не видели. А удивить страну можно только через телевизор, ведь в маленьких городах телевидение – единственный источник культурной информации. Чтобы удивить, надо снять хорошее веселое кино, как «Девчата», «Бриллиантовая рука», «Полосатый рейс». Если появится комедия, которая будет по-доброму неожиданная и интересная, то это получится. А современным искусством трудно удивить целую страну. То, чем я занимаюсь, не может подняться до масштабов России.


А то, что делает арт-группа «Война»?


Даже такие акции, которые делает арт-группа «Война», являются локальными и узкопрофильными. Они носят социальный характер, и в них нет позитива. Одно время мне казалось, что можно было бы сделать ярким и интересным шоу на Олимпиаде-2014 в Сочи, но у руководства страны стоят люди, которые не разделяют мнения, что Олимпиада должна стать всенародным праздником. Поэтому удивить может только кино с новыми героями. К сожалению, у нас нет режиссеров, которые могли бы снять всенародно любимые фильмы. Хотя есть прекрасные комедийные актеры – Михаил Ефремов, Светлана Лазарева, Артур Смольянинов. Есть прекрасные комедийные режиссеры в театре, но театр – это тоже не массовое искусство.


В чем разница восприятия искусства в России и в Европе?


Россия сильно недоедает. У нас голодная страна. А если человек голоден, о каком искусстве, науке, развитии может идти речь? Сейчас ситуация напоминает 1932 год, когда в стране был настоящий голод и неурожай. Понятно, что все не так жестко, но ситуация очень похожая. Восприятие искусства сейчас происходит сквозь призму полезности в повседневной жизни, сиюминутной вспышки радости еды. В России живут люди с огромным творческим потенциалом, и вся их искренность, все то талантливое, яркое и интересное, что они несут, в результате трансформируется в щи со свининой в глиняном горшочке, приправленные чесноком. Любое новаторство в России – уже подвиг. Но еще больший подвиг – удержать, повторить этот подвиг, потому что никакой поддержки человек, совершивший его, не получит. Когда люди понимают это, то упрощают то, что сделали, – надо же чем-то питаться, во что-то одеваться. Единственный вариант доказать свою истину – наверное, клонировать себе подобных, создать армию своих клонов и пробить стену. Именно поэтому за 15 лет в российском искусстве не произошло ничего яркого.
На Западе все по-другому. Там тебя воспринимают как новатора во всем, что бы ты ни сделал. Тобой восхищаются, тебя ценят, хотя для новичка здесь есть свое «но». Точно так же, как и тебе, там улыбаются, радуются другому. Так же восхваляют и уважают. Это не значит, что тебя забыли. Просто они открыты любому проявлению творчества.

 

Вам не удалось создать себе клонов?


Я и не пробовал. Моя практика – это метание из одной страны в другую. Как когда-то собиратели бабочек путешествовали по миру и констатировали, что в этом конце Земли есть такая-то бабочка, а в другом такая-то, и в этом находили душевное удовлетворение. Кроме того, у меня такой характер, что не могу я в России ни одну идею довести до истины. Это моя беда. Причина всего в том, что я не могу построить что-то новое, так как сначала придется сохранить то, что я сделал здесь. Это очень тяжело, потому что существует стена непонимания. На одно сохранение уйдет не меньше пяти лет. Поэтому лучше продолжать ездить из страны в страну, преподавать мастер-классы и удивлять людей своими перформансами.


Непонимание с чьей стороны – простых граждан, коллег или идеологической элиты?


Знаете, если в Европе тебя воспринимают таким, каким ты себя позиционируешь, то в России в ответ на новое слышится: «Ну, что вы, разве это так надо делать?», «А вот тут вы ошиблись», «Мне кажется, что в ваших работах чего-то не хватает». То есть люди стараются не принимать искусство таким, какое оно существует, а критиковать его. Подгонять под какие-то рамки. Искать несоответствия. Слишком много преград для свободного творчества.


Что для вас является истиной?


Звездолет. Я хочу сделать звездолет и улететь. Поэтому и все мои работы – это космические аллегории, скафандры и прочее.


Кто, на ваш взгляд, вносит больший вклад в процесс превращения шедевров в атрибут массовой культуры – бизнес или СМИ?


Например?


Допустим, Джоконда и «Код да Винчи»?


Нельзя говорить, что это плохо. Во-первых, мы не знаем, что хотел своей работой сказать Леонардо да Винчи, через какие духовные подвиги он прошел, создавая Джоконду. Но, что бы с ним ни происходило, я, оглядываясь вокруг, не вижу ничего плохого в том, что один писатель решил использовать эту картину для своего романа именно таким образом. Сегодня молодые люди даже не знают, что это такое – Джоконда. Пускай хоть так она их заинтересует. Пускай через книгу «Код да Винчи» кто-то из них начнет изучать искусство. Это можно назвать «вынужденным хорошо».


Не кажется ли вам, что сейчас не только у нас, но и во всем мире отсутствует образ «героя нашего времени» – эталона, который бы вдохновлял людей на что-то хорошее?


И очень хорошо, что нет. Этот образ создавался и насаждался людьми, которые делали людей рабами. Они лишали людей индивидуальности, чтобы управлять ими. Сейчас этого нет, и очень хорошо. Очень хорошо, что люди стали такими разными по всему миру и что нет какого-то образа ни в Европе, ни на Востоке, ни в Америке.


Если бы у вас была возможность вернуться лет на двадцать пять назад, что бы вы изменили в своем прошлом?


Нет, такого желания не было, но ситуация интересная… Я бы не стал говорить: «Нацелься на деньги!» или «Женись на богатой». Я доволен тем, как сложилась моя жизнь и ничего не хочу в ней менять. Единственное, что бы посоветовал себе восемнадцатилетнему: «Никогда не отказывай в сексе тем, кто хочет с тобой им заняться». Только это.

Андрей Бартенев
Родился в Норильске. Художник, график, дизайнер, модельер, автор ряда известных скульптурных перформансов, таких как «Гоголь-моголь, или приключения невидимых червячков в России». Художник, работающий в жанре зрелищного синтетического перформанса. Работы Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших российских и зарубежных музеях, его произведения находятся в лучших собраниях современного искусства по всему миру. Выступал в роли соавтора проектов с выдающимися художниками и режиссерами современности, среди которых Эндрю Логан и Роберт Уилсон.
Любые попытки вписать произведения Бартенева в границы одного из жанров – мода, скульптура, театр, contemporary art, терпят фиаско, потому художник принимает условия существования в междисциплинарном пространстве как неизбежное следствие творческой свободы. «Искусство для меня – это единый поток, и мне все равно, в какие формы он выливается».


арт-группа «Война»

Свою первую акцию арт-группа «Война» провела 1 мая 2007 года. Тогда активисты закидали кошками столичный Макдональдс. После этого самая радикальная московская арт-группировка совершала оргию в Зоологическом музее в честь избрания президентом Дмитрия Медведева, «вешала» в «Ашане» гастарбайтеров и геев в честь мэра столицы Юрия Лужкова, «захватывала» Белый дом и устраивала поминки по поэту Пригову в вагоне метро. В 2010 году «Войну» прославил активист Леня Николаев, с синим ведром на голове забравшийся у Кремля на крышу автомобиля с мигалкой. А в ночь на 14 июня активисты нарисовали белой краской на Литейном мосту огромный член. Когда мост раздвинули, выяснилось, что данный арт-объект смотрит прямо на здание ФСБ.