Волшебная пыль
- Category: Интервью
Альберт Уотсон – один из самых дорогих фотографов мира. В мае 2007-го, на торгах аукциона Christie's в Лондоне, четыре лота фотографий Уотсона 90-х годов были проданы за 362 тыс. долларов США. Недавно в Москве состоялось открытие выставки легендарного фотографа в рамках международного проекта «The Macallan. Masters of Photography», где каждый посетитель мог своими глазами увидеть подлинные шедевры фотоискусства, созданные мастером под впечатлением от путешествия, вдохновленного знаменитым виски The Macallan
Альберт Уотсон – один из самых дорогих фотографов мира. В мае 2007-го, на торгах аукциона Christie's в Лондоне, четыре лота фотографий Уотсона 90-х годов были проданы за 362 тыс. долларов США. Недавно в Москве состоялось открытие выставки легендарного фотографа в рамках международного проекта «TheMacallan. MastersofPhotography», где каждый посетитель мог своими глазами увидеть подлинные шедевры фотоискусства, созданные мастером под впечатлением от путешествия, вдохновленного знаменитым виски TheMacallan
Скажите, как так получается, что какую-то фотографию, обычную, черно-белую, вдруг все считают произведением искусства, и продают за сотни тысяч долларов?
Я могу говорить только применительно к себе. Чтобы сделать гениальную фотографию, необходимо каждый день, год за годом оттачивать свое мастерство, постоянно снимать, иметь практику, приобретать опыт. Я видел, что год от года мои фотографии становятся совершеннее, наполняются смыслом, вызывают определенные ассоциации, заставляют думать. А теперь я отвечу непосредственно на вопрос. Фотография тогда становится гениальной и приобретает ценность, когда она имеет над зрителем какую-то невидимую власть магнетически приковывать к себе внимание. Когда из десятка фотографий вы вдруг подсознательно выхватываете взглядом именно ее. Вот когда вы сможете сделать такое фото, можете смело выставлять его на Sotheby's.
Может ли фотография, как живопись, со временем стать антиквариатом?
Не все понимают живопись, а фотографию – все. Я думаю, что фото сейчас превратилось в искусство. Я предпочту какую-нибудь очень хорошую фотографию, чем средний предмет живописи.
Бывали ли случаи, когда вы сделали фотографию и понимали, что вот это – уникальная фотография, и она будет иметь успех?
Да, так случалось.
И потом вы вдруг ошиблись…
И такие были случаи. Особенно часто такое случалось в первые 5 лет моей работы. В следующие 5 лет это случалось реже, через 10 лет очень редко, а сейчас, после 40 лет работы, я стараюсь не допустить, чтобы такое случилось. Но это все равно может иметь место в работе самого опытного фотографа.
Получается, чем больше опыта, тем больше хороших фотографий, и хороший фотограф, как хорошее виски, с годами становится только лучше…
Абсолютно верный вывод. Но хочу вам также сказать, что опыт не гарантирует вам гениальных снимков, должна быть какая-то магически-волшебная пыль в фотографии, какая-то харизма.
А может получиться гениальное фото случайно?
Так не должно быть, но это возможно, если вам очень повезет и вы поймаете в кадр какой-то волшебный миг, саму удачу.
Вам не кажется, что грань между профессиональными фотографами и любительскими сейчас все более стирается?
Я не согласен с этим. Когда вы увидите выставку моих работ, возможно, вам что-то не понравится. Но я уверен, что любитель не сможет сделать такие фотографии. Он может сделать другие. Культ любительства закончился.
Разве техника сейчас не позволяет быть практически любому хорошим фотографом?
Правильно, любой может стать фотографом, но не каждый может делать гениальные фотографии, которые потом продаются за десятки и сотни тысяч долларов. Если вы найдете такого любителя, сообщите мне его имя, пришлите его фотосессию. Я, конечно, и рад тому, что сейчас появляются современные цифровые камеры, которые позволяют любому человеку делать качественные снимки. Но есть проблема: иногда само фотооборудование начинает контролировать, диктовать свои условия фотографу, подчиняет его себе, помещает в рамки, не оставляя пространства для творчества, импровизации. Существует опасность потерять свою индивидуальность, свежий взгляд, первозданность, наивность. Вот была, например, выставка в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке любительских фотографий. Никто даже не знал, кто сделал эти фотографии, они были извлечены из какого-то мусора, они были технически несовершенны. Но они были великолепны, потому что подкупали своей свежестью, наивностью, непосредственностью. Не было в них изыска, особой композиции, но именно это делало их прекрасными.
У нас в России появилось много фотографов, которые купили хорошее оборудование, научились нажимать на кнопку и думают, что этого достаточно. Теперь они хотят продавать свои снимки и очень расстраиваются, что их никто не покупает. Что бы вы могли им посоветовать?
Я бы посоветовал им получить самое великолепное художественное образование, какое удалось получить мне. Я, например, могу со знанием дела вести беседу о фотошедеврах Анри Картье-Брессона и Александра Родченко, о работах Ричарда Авидона и Роберта Мэпплторпа, я также с удовольствием могу обсудить с вами особенности и отличия в творчестве Ван Гога, Джексона Поллока и Фрэнсиса Бэкона. У меня очень широкие познания в искусстве, архитектуре, музыке и, конечно же, в фотографии. И когда вы все эти знания бросаете в одну кастрюлю – вот из этого и получается профессиональный фотограф.
Сколько денег вы потратили на оборудование за всю свою жизнь?
Не так много. У меня фотоаппараты, которыми я пользуюсь с 70-х годов. Если я хочу что-то современное – я беру это напрокат. Все мои камеры старые и выглядят печально.
Если бы вам предложили продолжить серию с виски и сделать такую же серию с водкой, коньяком, вы бы согласились?
Конечно, причем меня больше интересует водка. Благодаря ей я бы лучше узнал Россию и русских. Мне здесь нравится.
Вы сами предпочитаете водку или виски?
Я не пью.
Если бы какой-нибудь русский миллионер пригласил вас снимать свою свадьбу, вы бы согласились или это ниже вашего достоинства?
Я только один раз снимал свадьбу. Это была королевская свадьба в Букингемском дворце между принцем Эндрю и Сарой Фергюсон. Так что у меня не так много опыта. Надо признать, что снимать свадьбы очень трудно. Но ради денег я делаю все. Я, конечно, шучу.
А для рекламы вы снимаете с удовольствием?
Я сделал 660 коммерческих роликов. Мне нравится эта работа. Я бы не делал, если не нравилось бы. Когда ты снимаешь ролик – ты работаешь еще и как режиссер.
А заказчики не мешают своими советами?
Иногда случается. Я пытаюсь их поставить в нужные рамки. Мне лучше знать, у меня больше профессионального опыта, чем у клиента.
Были ли случаи, когда вы подвергались опасности во время профессиональной работы?
Один раз я снимал в Альпах, расположившись на краю снежной горы. Только я закончил съемку и отошел под скалу, как прямо в это место сошла снежная лавина. Еще был случай, когда, снимая, я оказался между полицейскими и бандитами, которые грабили банк. Они, между прочим, стреляли друг в друга. Каждый раз, когда ты снимаешь красивых женщин, – это также опасно.
Вы игрок?
Я шотландец.
Кризис сильно ударил по фотографии, цены упали. Как сейчас обстоит ситуация?
Мы продаем очень много фотографий по всему миру. У нас была выставка из 20 работ в Лондоне две недели назад. 14 из них уже продано.
Вы бы не хотели продавать в России?
Я давно это делаю. У нас есть галерея в Киеве.
Если бы вам сказали, что вам осталось сделать в своей жизни последний кадр, что это был бы за снимок?
Это был бы мой внук. И это честный ответ.
Альберт Уотсон
Знаменитый фотограф 20-го века Альберт Уотсон (Albert Watson) родился в Шотландии. Закончив Королевскую художественную академию в Лондоне (Royal College of Art), в 1970 году он переезжает в США.
Снимать Уотсон начал еще в подростковом возрасте, и практически с тех же самых пор его имя начинает появляться на фотопортретах самых культовых персон мира искусства и моды, к которым, несомненно, относится и сам Альберт.
Альберт Уотсон – выдающееся имя в мировой фотографии. Обладатель многочисленных международных наград за достижения в области искусства. Один из любимых фотографов мировых знаменитостей: политиков, рок-звезд, актеров и топ-моделей. Автор легендарных портретов Билла Клинтона, Мика Джаггера, Джека Николсона, Альфреда Хичкока, Дэвида Линча, Джонни Деппа, Би Би Кинга, Шаде, Моники Белуччи, Умы Турман, Наоми Кэмпбелл, Стивена Тайлера, Кейт Мосс и многих других. Автор более 250 обложек для Vogue и Rolling Stone. Фотограф более 100 успешных рекламных кампаний для крупнейших брендов модной индустрии, таких как Chanel и Prada. Создатель рекламных постеров к культовым голливудским фильмам «Kill Bill» и «Memoirs of a Geisha».
Кинематографическое образование проявляется в скрупулезном внимании к построению кадра и фокусированию зрителя на внутреннем мире героя снимка. Фотограф не делает разницы между светскими персонажами и никому не известными людьми из своих путешествий. Марокко, Лас-Вегас, холодные Оркнейские острова… Снимки из дальних странствий объединяются в альбомы «Maroc», «Shot in Vegas» и «Cyclops». Уотсон посвящает массу времени художественной фотографии. Его работы всегда легко опознать по неповторимому авторскому стилю и удивительной творческой энергетике, которые свойственны только ему, будь то застывший пейзаж в окрестностях Лас-Вегаса или портрет шикарной фотомодели.