Сказочник
- Category: Интервью
Петр Ловыгин о виртуальном мире, о другой планете, о фотографе Медведеве и о том, может ли фотография сделать этот мир лучше.
В ЖЖ вы создали свой собственный вымышленный мир – страну «костарику» От кого и чего прячетесь?
Прячутся от органов или военкомата. Моя костарика – это не панцирь, не скорлупа, за которой можно схорониться. Кто-то снимает реальность и называется фотодокументалистом. Я же придумываю свой мир, свои собственные истории, иллюстрирую их и называюсь... «сказочником». Отчасти это путь, по которому шел Александр Грин в своем Зурбагане и идет Тим Бёртон. И он мне кажется во сто крат интереснее. Это же почти (прости, Господи!) роль Создателя.
Какое место в вашей жизни занимает виртуальный мир?
Это основное место деятельности. Отчасти можно сказать, что виртуальному миру я обязан всем, что сейчас имею. Любую ниточку из меня выхвати, и она в итоге приведет в интернет.
А вот ваш приятель Гришковец демонстративно покинул ЖЖ навсегда…
Мне абсолютно все равно. Я даже не читал, в чем там дело. Здесь, в глубинке Непала, где я сейчас нахожусь, о всех этих «демаршах» лучше не знать.
Пишут, что вы встречались с президентом Медведевым и королем Испании. Какие отличия между этими товарищами?
Скажем точнее – я был им «представлен» и удостоен краткой аудиенции. Не открою ничего нового: один мне по плечу, а второй выше на голову. Один передает власть по наследству, а второй ...тоже по наследству)))))) Ну и всё в таком духе. Сейчас я думаю жениться на подданной Испании и через некоторое время присягнуть Хуан Карлосу II – никогда бы не подумал во время нашей с ним встречи, что судьба так повернется.
Как вы оцениваете Медведева-фотографа?
Не видел ни одной его фотографии – поэтому ничего сказать не могу. Вообще, может показаться, что этот Ловыгин замкнулся в своем мире и ничем «важным» (таким как демарш Гришковца и фотографии Медведева) не интересуется. Для меня это и правда совершенно незначительные явления. Могу сказать только, что при просмотре моих работ Медведев показал себя человеком в этом направлении искусства компетентным.
Как вы, парень из Ярославля, вдруг приняли ислам? Почему не буддизм?
А почему я должен принимать буддизм? Я принял ту религию, которую считаю истинной, а буддизм (не испугаюсь навлечь на себя гнев его сторонников) часто исповедуют из-за его красивых внешних атрибутов. Но при этом все остальные культуры и религии мне никак не чужды. Мои пальцы украшают больше 20 колец, где соседствуют Сатья Саи Баба, знак Аллаха, Ганеша, грузинские вензеля и китайские иероглифы. В моих работах буддизма, синтоизма, православия гораздо больше, чем ислама. Тибетские мандалы смешиваются с церквями, индуистские мотивы переплетаются с языческими тотемами. И при всей этой разнокультурной мешанине получается достаточно целостный продукт.
Что хорошего в Индии? Путешествия – это производственная необходимость или отдых для души?
Индия – это другая планета. Я немало езжу по миру, но не видел другой страны, сохранившей свою визуальную самобытность. Я чувствую себя в Индии как рыба в воде, хотя какие-то вещи там не могут не шокировать. Волосы моих изнеженных русских подружек, воспитанных на всех благах цивилизации, встали бы дыбом безо всякого лака. Самые крепкие мальчики из тех, кого я знаю, просто побоялись бы выходить из такси на некоторых индийских перекрестках. Но к этому всему быстро привыкаешь и начинаешь получать удовольствие. В Индии на каждом квадратном сантиметре брызжет адреналин, происходит Жизнь, – и я безнадежно влюблен в эту страну.
В какой стране лучше всего жить профессиональному фотографу?
Любому человеку любой профессии лучше всего жить в той стране, которую он любит. Других рецептов быть не может. И эта любовь закроет глаза на многие недостатки действительности.
О чем будет вторая часть книги «Costarica-soul»?
Как раз о том, «что хорошего в Индии»)))) Это будет не вторая часть «Costarica-soul», это будет отдельная книга – пока даже без определенного названия. Может быть, «Wow, India!».
В ваших фото много ностальгии. О чем так грустите?
Это чувство зародилось при просмотре персонально в вашем сердце, а значит, мои работы смогли затронуть в нем ностальгические ноты. Не более того. За время пребывания в Азии я научился чувствовать счастье в текущем моменте и ностальгию просто отключаю.
Как вы относитесь к старым вещам? Почему вы часто намеренно состариваете ваши фотоработы?
Яяя? Видимо, у меня просто камера допотопная. Ею можно в стенку швыряться, и ей ничего не будет. Что же касается старых вещей – то да, к этому у меня страсть. Моя душа отдыхает, когда я прогуливаюсь по блошиным рынкам, и часто именно их я считаю источником своего вдохновения. Я готов до хрипоты торговаться с камбоджийским торговцем из-за 20 лишних рублей за чудесную древнюю шкатулку с драконом на крышке. Дайте мне лупу, и от складок и трещинок древних фолиантов меня будет не оторвать...
Может ли фотография сделать человека (или даже мир) лучше?
Отдельно взятого человека – может, но при совпадении громадного количества факторов. Мир – нет.
Если Свиблова ваша крестная мама, то кто тогда крестный отец?
Ольга Львовна отчасти помогла мне на первых порах, далее, видимо, пустив в свободное плавание, лишив своей поддержки. Но Азия научила меня не сопротивляться складывающимся обстоятельствам. Если что-то от тебя закрывается – так тому и быть. Через какое-то время всё утраченное восполнится во сто крат. Лишь бы тот, кто наверху следит за тобой, благоволил тебе. А он уж точно поглавнее Свибловой... В крестные же отцы можно взять любого, кто так или иначе повлиял на мое становление, не зная того сам: Китано, Ким Ки Дук, БГ, Хармс, Рамбо, Окуджава...
Ваш кумир Китано – рекламное «лицо» компании Panasonic. Есть вещи, которые вы бы согласились рекламировать бесплатно?
Есть бренды, которым я благодарен за то, что они есть, – Ашан, Макдональдс, Сони, 7Eleven, но я думаю, что у них найдутся деньги, чтобы мне заплатить )))))). Бесплатно я бы согласился рекламировать какой-нибудь благотворительный фонд – если ему будет от моего участия в этом хоть какая-то выгода.
Когда будете продавать свои фотографии на аукционах?
Мне пока гораздо приятнее и выгоднее продавать свои работы через мюнхенскую галерею, с которой у меня контракт. Если придет нужда выходить на аукционы – то будем продавать на аукционах, не проблема.
Как бедному фотографу стать богатым? Есть ли у вас план?
А вы задаете мне этот вопрос как уже богатому или как еще бедному? Если ты живешь творчеством, если выбираешь ЧЕСТНЫЙ путь в искусстве, надо быть готовым к тому, что твоя жизнь будет сопровождаться финансовыми трудностями. Так было всегда – от Винсента ван Гога и Велимира Хлебникова до наших дней. Я никогда не был склонен к той версии, что художник должен быть голодным, но мировая практика Великих Творцов, увы, доказывает обратное.
Что вы думаете о богатых?
У каждого свой путь: кто-то ставит целью заработать все деньги мира, чтоб утереть нос девушке, отказавшей ему в 17 лет. Но в фильме «Форрест Гамп» мама главного героя говорила совершенно верно: «Денег нужно ровно столько, сколько нужно, а всё остальное – для показухи». Мне лично важна просто уверенность в завтрашнем дне, ибо жизнь в искусстве нестабильна. В наше время жить исключительно на то, что ты создаешь для души, а не на продажу, – большое везение... Значит, мне несказанно везет, хотя я прекрасно понимаю, что на сегодняшний момент не оценен и на половину своего таланта.