Топ знаменитых перформансистов
- Category: Интервью
Перформанс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом. Перформанс — одна из самых популярных форм современного искусства. Особенно любят его художники, которые нередко доходят в своих акциях даже до членовредительства.
Перформанс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом. Перформанс — одна из самых популярных форм современного искусства. Особенно любят его художники, которые нередко доходят в своих акциях даже до членовредительства.
Марина Абрамович (род. в 1946 году в Белграде) — югославская художница. С 1976 года живет в Амстердаме. Ее перформансы — это уже «классика жанра». Одна из ее известных ранних инсталляций «Отношения в пространстве» (1976). Полностью раздетая художница и её возлюбленный, немецкий художник Улай, изображали свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.
Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович создала один из своих наиболее сложных и известных перформансов. Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике. Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала: «Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».
Инсталляции Абрамович иногда вызывали шок у зрителей (в 1988 году один из зрителей упал в обморок). В 1997 году Марина Абрамович получила престижную премию «Золотой лев» на Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко» — художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
Йозеф Бойс (род. в 1921 году в Германии). Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Самая известная инсталляция — «7000 дубов».
Бойс хотел от Касселя, где проходит выставка, до России посадить семь тысяч дубов. Он собирался ехать и заезжать во все города по дороге и сажать там по дубу, но сажать он их хотел не сам, а убедить местных жителей, что это необходимо. Бойс начал проект, но не успел его закончить.
В Москве существует Театр им. Йозефа Бойса.
Ив Кляйн (род. в1928 году во Франции) Художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Блестящий шоумен, Кляйн представляет в искусстве двадцатого столетия новую тенденцию, согласно которой личность художника важнее его произведений. Для следующей выставки в Iris Clert Gallery в апреле 1958 Кляйн решил показать пустоту — «Le Vide» («Вакуум»). Он убрал все из галерейного пространства, за исключением большого шкафа, покрасил все поверхности белым, затем установил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.
Крис Бурден (род. в 1946 году в Бостоне, Массачусетс). Авторитет Бурдена как художника, работающего с перформансом, начал расти в начале 1970-х после того, как он показал серию провокационных перформансов, в которых идея личной опасности как средства художественного выражения была центральной. Его наиболее известная работа этого времени — перформанс «Выстрел» (1971), в котором левая рука художника была прострелена при помощи ассистента с расстояния около пяти метров. Бурдена отправили к психиатру после этого произведения. Многие видели это как заявление о войне во Вьетнаме и американском праве носить оружие. Один из наиболее известных перформансов Бурдена, Trans-Fixed, был показан в 1974 году. Во время этого перформанса Бурден лежал лицом вверх на Фольксвагене Жуке, обе его руки при этом были прибиты таким образом, будто он был распят на автомобиле. Машину вытолкали из гаража, и мотор работал две минуты перед тем, как машину затолкали обратно в гараж. Идея Бурдена состояла в том, чтобы его распятие на кресте (автомобиле) освободило не только его непосредственно, но и каждого от нарастающей зависимости людей от машин и автомобилей в частности.
Елена Ковылина (род. в 1971 году в Москве). Известная художница-перфомансистка уже несколько лет играет со смертью. Она устраивает кровожадные акции с самой собой в главной роли. То предлагает каждому желающему ударить себя в лицо. То – стоит с петлей на шее и призывает посетителей выбить табуретку у себя из-под ног. То уплывет в открытое море на лодке без весел. Перечисление ковылинских художественных проектов напоминает милицейскую сводку: публичный минет, поджог, хулиганский ужин за подвешенным к мосту столом. На самом же деле таким небезопасным образом Ковылина, обучавшаяся искусству перформанса за границей, пытается привлечь медиа-внимание к неким беспокоящим ее социальным язвам. В своем самом знаменитом перформансе «Равенство» художница задумалась о понятии «равенства» и «двойных стандартов» в нашей стране. Несколько человек разного роста поставлены на табуретки с подпиленными ножками, в результате чего их головы образую единую линию. Соответственно, со стороны кажется, будто бы они равны между собой. Хотя все прекрасно понимают, что у одного из этих людей самолет, яхта, футбольный клуб и машина с мигалкой, а у другого – социальная карта москвича, по которой дают пятипроцентную скидку в аптеках.
Елена Ковылина – обладатель государственной премии «Инновация».
Йоко Оно (род. в 1933 году в Японии) приходилась не только женой легендарному Джону Леннону, но и племянницей знаменитой скрипачке Анне Бубновой. В 1916 году брат отца Йоко закончил обучение в СПбГУ и женился на Анне Бубновой, после чего увез ее в Японию. Несколькими годами позже, после смерти их единственного сына, Анна стала посвящать много времени своей племяннице Йоко. В июле 2007 года Йоко Оно посетила Берново — родину своей тетки, которая после смерти мужа вернулась в СССР. Однако Йоко Оно приезжала в нашу страну не только чтобы посетить могилу родственницы. Тогда же в рамках 2-й Московской биеннале в ЦУМе прошла ее первая российская инсталляция «Одиссея таракана». Перформанс занимал весь верхний этаж ЦУМа. Зрители должны были пройти по заданному маршруту в некомфортном, мрачном пространстве между огромными фотографиями концентрационных лагерей и сцен насилия, совершившихся в современном Нью-Йорке. На пути его встретят многократно увеличенные предметы (такими они видятся таракану): сломанные манекены, кучи брошенной одежды, огромные ботинки, гигантская бита с кровавыми следами. А в конце пути, чтобы выйти из тараканьего лабиринта, придется согнуться в три погибели и проскользнуть в низкий проход. В манифесте к выставке Йоко Оно писала о запредельной жестокости ХХ в., о кризисе любви и понимания и предлагала посмотреть на реальность чужими глазами (видимо, таракана), чтобы заново осознать, в каком мире мы живем.
Герман Нитш (род. в 1938 году в Австрии) является одним из основателей «венского акционизма». Кровь – великая сила, особенно в искусстве, в чем убежден художник Нитш. За свои перформансы он трижды попадал в тюрьму, однако не считает это своими главными фигурами в искусстве перформанса, да и в искусстве вообще. 69-летний Герман Нитш шокирует людей своими работами с 1960-х годов. Вместо красной краски он использует кровь; заклания животных для него – неотъемлемая часть творческого процесса, подчас напоминающего древние кровавые ритуалы.
Центральная тема его работ – религия. В своем замке Принцендорф в Австрии он проводит похожие на вакханалии события, которые сам Нитш называет «празднествами экзистенции». Эти перформансы проходят при участии многочисленных поклонников Нитша, предающихся насыщенному действу, включающему обильные трапезы и возлияния, под атональную музыку самого Нитша.
Следы этих событий также остаются на полотнах, которые на выставках обычно дополняются видео с места их создания, и, как обычно, влекут протесты защитников животных и обвинения в сатанизме.
Более всего он известен своими акциями-мистериями, во время которых он освежевывает животных и обмазывает их кровью человеческие тела; ритуальными жертвоприношениями, в которых сам художник, одетый в белую робу, выступает в роли жреца. Главными в его мистериях являются темы жертвенности, страдания, смерти и возрождения, выраженные предельно натуралистично.
Со временем Нитш стал вполне легальным творцом и вполне себе успешным. За довольно внушительную сумму любой желающий мог принять участие в его безумных акциях под присмотром адвокатов, врачей и полицейских.