Ave Teresa
- Category: Интервью
Пение я начала изучать, только когда мне исполнилось 16 лет и, если честно, без особого желания. Получилось так, что все мои однокурсницы были очень своенравными девушками и непрерывно томно вздыхали: «Ах, когда же я буду петь «Богему?..», а уже на четвертый день обучения моя педагог сказала: «Именно ты будешь петь». С того момента я начала, и пела всю жизнь. Действительно, объективно у голоса была очень интересная и необычная цветовая окраска, много тональностей. Вот так, без желания быть певицей, я стала петь.
Вы ведь также снимались в кино...
Да, кино в моей жизни тоже было. У меня вообще очень насыщенная жизнь, в которой быстро сменяются события. Мне было необходимо зарабатывать. Обучение влекло за собой немало расходов: оплата пианиста, обучение дыханию, преподаватели. Вскоре после дебюта я стала сниматься в музыкальных фильмах, в которых, естественно, пела, в основном фламенко и испанские песни. Помню, один из моих партнеров-певцов мне сказал: «Именно ты будешь великой». Ну а в 70-е годы я снялась в фильмах «Дон Жуан», «Севильский цирюльник», «Кармен».
Творческим людям сложно совмещать такие понятия, как карьера и семья. Какие приоритеты выбираете вы?
Я во всем стремлюсь к гармонии. Это непросто, особенно когда у тебя трое детей. Я всегда хотела быть не только оперной исполнительницей, но и женщиной. Дети для меня – это обязательно. Музыка – это мой бог, эпицентр моей жизни. Бывает, что я иду по улице и чувствую – люди на меня странно смотрят. А оказывается, я пою. Пение – это необходимость для меня, причем необходимость не столько работать на публике, сколько петь для того, чтобы мой инструмент функционировал, чтобы ощущать голос. Всегда. Вот так. Как сумасшедшая.
Вы потрясающе красивая женщина, поделитесь секретом, как вам это удается?
Есть люди, которые сильно запускают свою внешность, полнеют. Лично мне не трудно было контролировать себя, потому что всю жизнь я предпочитаю здоровое питание, регулярные физические упражнения. В школе я была чемпионкой по прыжкам в длину. В юности, когда занималась вокалом, любила альпинизм, езду на велосипеде. Сейчас я стараюсь как можно больше ходить пешком – минимум полтора-два часа в день просто гуляю. Ежедневно два часа занимаюсь йогой и, по возможности, плаваю. Не могу пить алкоголь – сразу начинает кружиться голова. Не люблю светскую жизнь, шумные приемы с большим количеством народа. Предпочитаю тишину и спокойствие.
Многие помнят скандал с Деборой Войт, случившийся несколько лет назад, когда «Ковент Гарден» разорвал с ней контракт, мотивируя это лишним весом певицы, хотя пела она превосходно. Как вам кажется, справедливы ли такие случаи и допустимы ли исключения?
Можно закрыть глаза на полноту исполнителя, если он по-настоящему талантлив. Но опера – это не только голос, это еще и внешность. Мы должны не только уметь петь, но и хорошо интерпретировать персонажей. Например, чтобы петь «Травиату», нужен соответствующий образ, который не сможет передать человек, весящий 150 кг. Должна быть гармония между тем, что исполняется и демонстрируется. Мне всегда было легко, так как я маленькая и худенькая. Поэтому меня брали на разные роли. Я даже исполнила много мужских партий. Например, мальчиков-херувимов. Единственное, что мешало, – это грудь. Вообще, что касается внешнего вида, раньше, в 1800-х и 1900-х годах, все было гораздо спокойнее. Сейчас сценографы очень строго относятся к внешнему виду артиста.
Вы дружите с легендарной российской певицей Еленой Образцовой. С чего началась ваша дружба?
Еще до нашего знакомства я восхищалась Еленой Васильевной. По возможности, старалась прийти в театр, чтобы ее послушать. Так сложилось, что до 2005 года я никогда не была в России. Те предложения, которые делались, мне совершенно не нравились. В 2005 приехала сюда впервые, на Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, по ее приглашению. Была совершенно потрясена страной. Ну, а что касается Елены, то помимо великой певицы я открыла для себя великого человека. Мы почти сразу подружились, и теперь у меня такое чувство, что мы были подругами всю жизнь. Меня потрясает ее открытость к молодым талантам. Когда мы сидим в жюри и видим достойного исполнителя, она бьет меня по коленке и с восторгом говорит: «Это нужно развивать!» Мне это чувство отлично знакомо!
Ваше отношение к оперным певцам, которые за гонорары готовы петь где угодно, что угодно и для кого угодно.
Мнение очень плохое. Пение – это религия. Театр – это храм. Я иду в него как греческая богиня, чтобы полностью отдать себя залу. Я, конечно, не сопоставляю на сто процентов, но пение и контакт с залом сравнимы с занятием любовью. Это, своего рода, духовный оргазм, который ощущаешь всем своим существом, даже кожей. Все, что мне было дано с рождения – природой, родителями, Богом, – я всегда хотела в чем-то воплотить, щедро отдать. Сейчас, когда я уже не пою так, как раньше, я отдаю это своим ученикам. Люди, которые выходят на сцену, чтобы просто заработать денег, спекулируют тем, что им дано свыше.
Сейчас в мире колоссальное количество разнообразных музыкальных конкурсов. Это, на ваш взгляд, хорошо или плохо? Можете назвать наиболее стоящие из них?
Согласна, что сейчас чересчур много конкурсов. Конкурс имени Образцовой я считаю одним из лучших, потому что здесь все по правде, нет никаких оценочных пунктов. Выходит молодой исполнитель, и нет такого, что мы ставим ему 6, 7 или 8 баллов. Все просто: «да», нет» или «вопрос». Когда по окончании тура мы собираемся в зале обсуждения, то совместно, коллегиально анализируем, почему возникли вопросы по выступлению того или иного конкурсанта. И принимаем решение. Елена Васильевна настолько грамотно сумела все организовать, что нет никаких скользких, подставных моментов.
Еще один из конкурсов, который я хотела бы отметить, проходит во Франции и называется «Клермон-Ферран». Это специализированный конкурс, например по ариям Россини, музыке Моцарта или барокко. То есть изначально задается тематика. У лауреатов невысокая премия, но дается возможность турне по стране в разные театры с семью-восьмью концертами. Что дает денежная премия? Десять или двадцать тысяч евро, которые один потратит на машину, второй – на дом, а третий купит шубу и успокоится. Больше не будет никакого развития. Конкурс, о котором я говорю, дает возможность работать над собой, совершенствоваться и продолжать карьеру исполнителя. Я считаю, что это та организационная модель, которая должна существовать в мире. Недавно устроители этого конкурса попросили дать ему мое имя. Скорее всего, я соглашусь.
Часто ли встречается нечестное судейство на конкурсах оперных певцов?
К сожалению, без этого не обходится. На некоторых конкурсах существует своего рода мафия. Члены жюри уже изначально знают, кому и какие премии будут выдаваться. Я считаю, что эти конкурсы нужно запретить.
Вы занимаетесь благотворительностью?
Я даю бесплатные частные уроки в своем доме. Хотя, если честно, не люблю это делать. Но когда ученики приходят – я занимаюсь с ними, и ничего за это не беру. Потому что понимаю, что быть настоящим исполнителем – это безумная ежедневная работа над голосом, дыханием, физической формой. Многие, имеющие деньги, не имеют какой-то важной составляющей артиста. А многие из тех, кто беден, у кого нет средств на хорошего преподавателя, – совершенно потрясающие ребята во всех отношениях. С ними я и занимаюсь. Мне всегда нравилось помогать людям хоть каким-то образом. И я считаю, что можно серьезно помогать духовно. У меня хранятся письма одной одинокой женщины, больной раком, которую бросил муж, оставив с четырьмя детьми. И она писала, что мои арии дают ей новые силы и желание жить. Я всегда плачу, когда перечитываю их.
Как в Испании обстоят дела с поддержкой оперы государством и финансированием оперы меценатами? Какова сегодня власть денег в мире оперы?
Политиков, увы, не особо интересует опера. Спонсоры продолжают существовать, и их достаточно. Но они предпочитают инвестировать в более-менее известных исполнителей или в театры, например в филармонию Берлина. А молодые таланты должны бороться, так как к ним нет доверия. Многие страны, в том числе и Испания, сейчас находятся в экономическом кризисе, который затрагивает в том числе культуру, оперу.
Есть что-то, что вы ненавидите?
Я ненавижу насилие и войны. Какое право имеют одни люди проявлять насилие по отношению к другим? Какое право немцы имели вторгаться в Россию, убивать, разрушать великую архитектуру прошлого? Почему сейчас происходят эти ужасные события на Востоке, в которых воюют политики, а страдает народ, дети? Я люблю человечество, но часто восстаю против него.
Чему еще вам бы хотелось научиться в жизни?
Я каждый день просыпаюсь в хорошем настроении и с желанием узнать что-то новое. Вчера, например, мы были в Екатерининском дворце, и там я купила книжку на испанском языке. Когда вечером я приехала в номер и стала читать, мне хотелось только одного: чтобы рядом со мной был историк, который подробнее рассказал бы о том, каким был Петр I, о жизни великой императрицы Екатерины, ее внука Александра. Ведь это действительно интересно.
Единственное, что я не принимаю, – это современные технологии. Интернет считаю скучным. Моя записная книжка имеет гораздо больше жизни. Когда я открываю страницу на нужной букве и вижу, например, «Гонзалес» или «Евгения», то могу набрать номер этого человека и услышать близкий мне голос. Не понимаю, как можно в Интернете слушать музыку. Лучше, если это будет диск, а в идеале – пластинка. Потому что звук будет гораздо чище. Каждый день нужно изучать что-то новое. Поэтому я никогда не скучаю.
Биография
Тереза Берганса — испанская оперная певица и актриса, обладательница редкого оперного голоса — колоратурного меццо-сопрано. Родилась в Мадриде 16 марта 1935 г. Единственная женщина, имеющая звание академика испанской Королевской Академии Искусств Сан-Фернандо. В 1992 Берганса участвовала в церемониях открытия Всемирной выставки в Севилье и Олимпийских игр в Барселоне. В феврале 2005 г. получила орден Почетного легиона Франции. В настоящее время преподает в Высшей школе музыки Королевы Софии в Мадриде и дает мастер-классы по всему миру. Является почетным членом жюри Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.
Рената Бурчик