Оперная певица Мария Гулегина
- Category: Интервью
Одну из крупнейших певиц нашего времени Марию Гулегину называют «русской Золушкой», «русским сопрано с вердиевской музыкой в крови» и «вокальным чудом». В декабре она приезжала в Москву в рамках фестиваля «Королевы оперы» с концертом «Вердиевские героини». Накануне мы взяли у нее интервью.
Что вы приобрели, а что потеряли на пути к успеху?
Это моя жизнь, моя судьба, и я ее принимаю со всеми радостями, горестями, победами, ошибками и потерями. Конечно же, невозможно совмещать карьеру и быть примерной матерью. Это несовместимо не только потому, что я была молода и амбициозна, но и потому, что только от меня зависело материальное состояние семьи. Я сразу же увезла всю семью за границу, и полностью несла всю ответственность за них.
Как вы думаете, вы правильно распорядились своей славой?
Я не думала о славе. У меня была более интересная идея – спеть то, что хотелось, и добиться того, что очень, и даже очень сложно. Если бы меня это заботило, я имела бы своих пиар-агентов. У меня нет их даже сейчас. После того как один раз попробовала и поняла, что придется больше заниматься ерундой, чем профессией, и чтобы засветиться, водить свою собачку в церковь (в Нью-Йорке такое было предложение), я поняла, что это не для меня. Было предложение сделать фото с гонщиком «Формулы-1», на капоте его машины. Пройтись по красной дороже в Каннах, демонстрируя ожерелье за несколько миллионов, но я подумала, что это мне ни к чему. В то время, когда проходил фестиваль, у меня шли полным ходом репетиции Манон Леско в Ла Скала, и я даже не сомневалась, когда отказалась от этого. Это был мой выбор, и я сама ушла в сторону от ярких софитов, гламура, где вся жизнь на всеобщем обозрении. Может, надо было совмещать, но я совсем не тусовочный человек. Мне важно быть всегда в форме, потому что есть моя публика, которая летает за мной, и я не имею права ее разочаровывать. Тем более, что это настоящие любители оперы, они становятся поклонниками потому, что что-то затронуло их душу, а не от того, что они видели мое фото в желтой прессе. И самые тяжелые издержки «славы», когда ты, живая или мертвая, ОБЯЗАНА выйти на сцену, потому что тебя любят и ждут. Слава – это огромная ответственность за все, что ты делаешь, она не позволяет расслабиться.
Согласны ли вы, что искусство изменить жизнь не может?
Мою жизнь уже изменило. Не мыслю себя без оперы! Театр! Музыка! Живопись! Литература! Это же основа основ. Это все, что развивает личность и повышает уровень и качество жизни. Искусство может сделать жизнь наполненной, красивой. К сожалению, сегодня политика и деньги – вот те рычаги, которые движут миром, и только искусство может спасти мир и не утонуть в серости.
Ваша любимая героиня Турандот живет по принципу «лучшая оборона – это нападение». Приходилось ли вам применять в жизни этот принцип? Кто вы по гороскопу? Судя по многим вашим высказываниям, вы верите в судьбу, в предназначение, в Бога... Помогает ли это в жизни?
Турандот ни на кого не нападет. Это к ней сватаются, это ее хотят завоевать. По гороскопу я Лев, и очень рада этому. Конечно, я верую в Бога! Верую в Предназначение, и свою жизнь, не сочтите за нескромность, считаю своим Служением. Вера в Бога, терпение, христианская мораль дают силы идти по жизни и не совершать того, чего бы не хотела получить в свой адрес.
Вы любите народные и военные песни. Кто вам привил эту любовь?
Очень люблю! Конечно же, мои потрясающие родители, светлая им память и моя дочерняя благодарность. Я родилась уже через много лет после войны, но боль от нее была еще сильной, и песни, которые помогали выстоять в этой борьбе, звучали очень часто. Я росла и слышала их, когда мама, папа и бабушка пели дома. Когда меня укладывали спать, когда я болела. Папа носил на руках и пел, я до сих пор помню – это незабываемо. Песни военных лет, как и в детстве, когда я их пела, вызывают во мне такую бурю эмоций, что не могу сдержать слезы. Я мечтаю спеть их, и даже записать, как подарок ветеранам, которых уже так мало осталось в живых. Народные песни – это душа народа, и поскольку у меня родители разных национальностей, то они пели и свои родные народные, и общие песни.
Вы пишете стихи, о чем они?
О разном. Есть и басни.
Считаете ли вы, что певица, которую знают и любят миллионы людей во всем мире, должна бороться за права человека и высказывать свое мнение по поводу свободы, демократии, других вопросов?
Если душа болит за свою страну, если есть силы, то да. Как почетный член Международного Параолимпийского Комитета горжусь принадлежностью к этому великому движению. Счастлива, что знакома с людьми, которые, может быть, с ограниченными возможностями тела, но с неограниченными возможностями силы духа. Меня очень увлекает и моя деятельность как Посла Доброй Воли в ЮНИСЕФ. Главное – донести мысль, что дети – это самое важное, и что мы, взрослые, обязаны сделать их счастливыми, оберегать тех, кто не имеет материнской ласки, чья жизнь в опасности.
Ваше личное отношение к делу Pussy Riot.
У меня к ним ничего личного нет. Я считаю, что каждый человек имеет право на свои мысли и чувства. Но и верующие православные россияне тоже имеют право на уважение к своим святыням. Тем более, что именно этот Храм уже повергался уничтожению, и потом был восстановлен на радость тем, кто боролся за это, и тем, кто там получает благодать молитвы. У нас церковь отделена от государства, и политический протест, если таковой был, не должен был оскорблять чувства верующих. Это выходка ни к политике, и ни к искусству отношения не имеет. Надо было просто выгнать их оттуда, как шкодливых котят, и объяснить, для их же блага, чтобы в следующий раз они не вытворили такое, не дай Бог, в другой конфессии, что уже могло бы привести к более серьезным последствиям и стоить им жизни. То, что их все-таки наказали, может быть, даст повод другим сто раз подумать, перед тем как что-то вытворять в церкви. Жаль только маленьких детей, оставшихся без матерей. Мы все очень разные, и мы должны уважать друг друга, а не провоцировать. Сегодня столько страшных трагедий происходит, и у нас, и за рубежом, только от того, что люди не совсем психически здоровые, желая прославиться, берут оружие и убивают, только чтобы по телевизору показали. Как у Чехова, студент специально попал под лошадь, чтобы «прописали в газете».
На ваш взгляд, сегодня молодой исполнитель может пробиться на большую сцену без денег или покровителя?
Да, если это оперный певец. Нужны природные данные, колоссальный труд, и чем слабее данные, тем сильнее должна быть трудоспособность. Можно записать диск с парочкой арий, но это не сделает молодого человека оперным певцом. Под фанеру в театре не споешь. Надо каждый день выкладываться, как в последний раз. Сегодня вообще-то более важен визуальный ряд, чем звуковой, и грустно от того, что прекрасную вагнеровскую певицу в очень знаменитом театре сняли с роли только за то, что она не помещалась в маленькое платье. Голос – это то, что не купить ни за какие деньги, и никакая модельная внешность не покроет его отсутствие или недостатки. Это не означает, что можно не думать о своей физической форме, это даже не обсуждается. Скорее всего, настоящий талант всегда пробьется, просто о нем мы узнаем не сразу, что в принципе тоже неплохо, потому что талант в опере должен созреть, как хорошее вино, приобрести опыт – это уже гораздо важнее любых денег и покровителей.
Валерий Гергиев недавно в интервью нам сказал, что Ла Скала испытывает финансовые трудности в связи с кризисом в Европе. У нас Большой на госфинансировании и никаких трудностей не испытывает. Может, роль финансов в искусстве сильно преувеличена, и финансирование культуры не самое главное?
Отнюдь. В Италии сейчас действительно ужасная ситуация. Правительство урезало фонды на культуру почти наполовину. Многие театры не могут планировать постановки, а если и поставят, то потом из-за долгов певцам не могут годами заплатить. Поэтому сегодня в Ла Скала совсем другая ситуация, чем была еще 10-15 лет назад. Сегодня на сцене знаменитого театра лишь бы кто в основной массе, и только несколько настоящих певцов на сезон.
Это очень правильно, что Большой имеет госфинансирование. Но не всегда театр правильно использует эти деньги. Даже интерьеру и условиям работы артистов балета при реставрации не уделили должного внимания, а финансирование-то было! А это очень важно, потому что артисты оперы, и особенно артисты балета в Москве, с ее пробками, там с утра и до ночи. В Большом должны идти самые качественные современные и, конечно же, классические постановки, на которых и дети, и взрослые могут учиться любить и ПОНИМАТЬ оперу. Хорошо бы начать уважать своих певцов и давать возможность их творческому росту. Было стыдно, что на открытии театра молодежи не доверили сольные номера, а только квартет. А там были прекрасные певицы. Катя Щербаченко, между прочим, победила на таком же конкурсе в Кардифе, как и всеобщий любимец Дмитрий Хворостовский. Надо создать условия молодым талантам, чтобы петь в Большом было так же престижно, как и в Мариинском, или на Западе. Чтобы наши певцы не уезжали. В Москве еще существуют прекрасные коллективы – Стасик, Новая Опера, созданная Колобовым. А Геликон, который был создан Бертманом, уже больше 20 лет назад жил своей замечательной жизнью с интереснейшими умными и одновременно модерновыми постановками, пока у них не стали отбирать их родной дом-театр. Сегодня им нужна помощь и защита государства. Из-за разборок по поводу здания им фактически перекрывают кислород. Этот театр много сделал для развития оперы в стране и за ее пределами, а может сделать еще больше. Главное – дать им эту возможность созидать, а не прозябать. В этом и есть смысл финансовой поддержки культуры государством.
Что делает оперный театр знаменитым? Архитектура, акустика, легенды? Все это есть, например, у Оперного театра в Одессе, но почему он никогда не станет Ла Скала?
Почему Одесский оперный не может достигнуть уровня Ла Скала? Потому что потеряны традиции. Когда-то Одесский был мерилом: если пройдет певец в Одессе, то и в Петербурге все будет хорошо. А сегодня, скорее всего, там нет лидера. Вот Гергиев пришел в Мариинский, и теперь мы не только в области балета впереди планеты всей, но и Мариинский сейчас самый крепкий коллектив, и все благодаря Валерию Гергиеву, его политике и правильной работе с певцами. Он любит и ценит своих певцов – Ольгу Бородину, Ильдара Абдразакова, Алексея Маркова, Ларису Дядькову, Владимира Галузина, Катю Семенчук и, конечно же, самую большую жемчужину в короне, всеобщую любимицу Анну Нетребко.
Всегда ли слава, как и деньги, кардинально меняют человека не в лучшую сторону? Или все зависит от самого человека, учителей, родителей?
Когда слава и деньги – самоцель, то так и происходит.
Не все меняются в худшую сторону. Успех не приходит просто так. Это не клад найти. Это каждодневная работа над собой. На этом пути всегда есть люди, благодаря которым это становится возможным. Я считаю своими вторыми родителями Евгения Николаевича и Людмилу Ильиничну Ивановых, Ярослава Анатольевича Вощака, которые дали мне профессию и научили любить трудиться в ней. Молодым нужен шанс, чтобы показать себя. Мне такой шанс предоставил Паата Бурчуладзе, который, услышав меня в Одесской консерватории, порекомендовал на прослушивание для Ла Скала. Он тоже занимался у моих любимых учителей. В то время артистическим директором Ла Скала был замечательный музыкальный деятель, доктор Чезаре Маццонис. После смерти Евгения Николаевича я долго не могла никому довериться, и никогда не соглашалась на так называемые мастер-классы. Я боялась предать память о нем. Есть такая практика, когда после одного урока, взятого у мировой звезды, именно ей приписывают все успехи. А вот неудачи списывают уже на настоящего педагога. За один-два урока чуда не произойдет. Нужен труд педагога и ученика, кропотливый. И сегодня для меня самая важная оценка и замечания – от Людмилы Ивановой и моего нового наставника Крега Рутемберга. Да, не удивляйтесь, я и сегодня продолжаю работать и добиваться того, что поставила целью. Пение – очень непростое занятие. В тибетском Евангелии сказано, что стать певцом за одну жизнь невозможно, и что певцы учатся несколько своих жизней.
Я многому научилась у моего одного из самых любимых коллег – Пласидо Доминго, его человечности, его дружелюбию, его вниманию ко всем. Благодаря ему я вернулась на сцену после смерти моей матери. Я могу назвать своими учителями гениальных дирижеров современности: Гергиева, Мути, Левайна, Мету, Абадо, Гавадзени, к сожалению, Караян умер, все наши планы не осуществились, конечно же более молодых, и не менее талантливых режиссеров Франко Дзефирелли, Филлиду Ллойд, Андреа Нобл. Джака О Браяна, Франческо Негрин. Клаудио Барберио-Корсетти, Лилиану Кавани, Пьеро Фаджони, кто научил меня и саму думать, а не только исполнять задумки других. Мои потрясающие коллеги, с которыми я пела, не поместятся в нескольких статьях, и те, которых я знала и счастлива этим сегодня, лично – великие, ставшие легендами при жизни: Рената Тебальди, Рената Скотто, Леони Ризанек, Фьеренца Косотто, Мартина Аройо, Гена Димитрова, Ширли Веррет, Джесси Норман, Лючия Альбанези, Зинка Миланов. Я горжусь знакомством и даже дружбой с некоторыми из них. Я очень счастливый в этом плане человек, у меня на пути были люди, у которых было чему учиться, и вот это и есть мое богатство.
За бойкотом труппы минского театра, который вам пришлось пережить, стояла обыкновенная зависть? Как часто вам приходилось сталкиваться с завистью коллег и как с этим бороться?
Никакой борьбы с моей стороны, просто надо выходить и делать свое дело. Это нормально. Как говорила великая Каллас, в тот день, когда исчезнут мои враги и завистники, я перестану быть КАЛЛАС. У каждого певца имеется по своему рангу завистников, недоброжелателей. Чем их больше, тем выше ты добралась. Кажется, в стихотворении Хлебникова есть такая мысль, что если хочешь добиться чего-то – заведи себе врага. Иметь рядом людей, которые тебя любят и хвалят постоянно, – большое счастье, но очень опасно, поэтому должен быть баланс.
Что вы думаете о наших нуворишах, олигархах? Приходилось ли с ними сталкиваться, просить помощи?
Нуворишами становятся не все резко разбогатевшие, хотя в переводе это именно так. Дружбой с олигархами похвастаться не могу, как-то не приходилось, я же живу в Люксембурге, и у нас не принято завидовать чужому добру или просить что-либо для себя.
Вы часто говорите, что никогда не будете делать то, что вам не нравится. Предположим, олигарх предлагает вам выступить у него на дне рождения. У него есть шансы? Гонорар вы называете любой. Ну, допустим, $5 млн. (Столько обычно берет, например, Элтон Джон за выступление перед жующими русскими миллионерами.)
Я певица, и если меня пригласят спеть концерт – это моя прямая обязанность по профессии. Конечно же, не между столиками и не под стук столовых приборов. В обстановке ресторана я не пела и петь никогда не буду. К сожалению, были несколько прецедентов, причем на очень высоком уровне, но я отказывалась. И не только из-за моей личной гордости, но из-за той музыки, которую я исполняю.
Значит, твердое «нет». Тогда миллионер говорит вам, что полученные миллионы, в конце концов, вы могли бы отправить в детский дом в Майкопе, который вы поддерживаете, спасти многих больных детей, помочь параолимпийской команде и т.п. Неужели это не стоит того, чтобы поступиться некоторыми своими принципами? У него есть шансы вас уговорить?
Приятно, что вы в курсе моих благотворительных проектов. Если это будет благотворительная акция и сбор денег для детей-сирот, то тут уж другое дело, и если так я смогу помочь своим выступлением, то почему бы и нет? Пела же на службах Пасхальных и Рождественских с моей подругой и коллегой Еленой Зарембой в Люксембургском храме. Это было мое служение, и ничего, что Крестный ход по снегу в декабре несовместим с режимом оперной певицы, но я никогда после этого не простужалась, как и после благотворительного концерта в парке, на открытом воздухе, когда ноты летали от ветра, и всю конструкцию сцены и «кулис» снесло ураганом. Тогда я пела для бездомных детей. И все ужасы – находиться на ветру один час – ничто по сравнению с тем, что дети, ради которых все организовывалось, так живут постоянно.
Но я бы еще намекнула вашему миллионеру, что ему, скорее всего, ничего не стоит просто так перевести деньги на любые добрые дела.
А перед жующими все равно не стоит петь великую музыку, лучше найти что-то более простое, доходчивое.
Какое чувство труднее всего петь: любовь, ненависть, страдания?
Ненависть. Это разрушительно.
На сцене вы сходили с ума и умирали бесконечное количество раз. Ваше отношение к смерти? Поддерживаете ли вы, например, эвтаназию?
Сложный вопрос. С одной стороны, поддерживаю. Я не хотела бы быть «овощем», не хотела бы причинять своей семье лишние заботы. Я так и сказала своей дочери, на что она мне ответила: «Почему же ты столько времени не разрешала отключить бабушку от аппарата?» Эгоизм… Я сидела возле нее, держала ее руку, разговаривала, и каждая минута с ней для меня была счастьем. Я все отменила, переехала на это время в Мюнхен, поселилась со всей семьей рядом с клиникой. Даже в середине ночи мы подходили к окну ее палаты, и я смотрела на монитор, он висел высоко над кроватью, и, встав на скамейку, можно было увидеть показатели и снова идти в отель на пару часиков. Днем я сидела рядом и что-то рассказывала ей, задавала вопросы, и она мне отвечала еле слышным подергиванием пальцев. Это были последние минуты счастья – быть рядом с ней...
Вы следите за новостями из России, как вам видится страна из-за рубежа, нет ли у вас ощущения, что мы катимся назад, в прошлое? Как сейчас стали относиться к России, русским на Западе? Было ли вам когда-нибудь стыдно за страну, за правительство?
Даже когда я уехала с огромной обидой на ГАБТ БССР, я всегда любила свою Родину, свою страну. Не любить Родину нормальному человеку невозможно точно так же, как не любить своих родителей. Моя душа болит, если что-то не так, и радуется, если все хорошо. У меня есть Интернет, и там все каналы русского телевидения. Кроме того, мой муж Вячеслав работает в Олимпийском комитете и является государственным тренером России по греко-римской борьбе. Слава старается вернуть меня в Россию. Сейчас мы живем на три страны, потому что Слава и дочь Ануш живут и работают в Москве. Моя дочь Наталья с семьей, в которой есть два моих самых маленьких чуда – Ники и Амели, – в Мюнхене, а мой сын получает образование в Люксембурге. В стране три государственных языка и плюс изучают два иностранных, кроме обязательного русского в нашем доме. Тут все рядом, из дома до аэропорта я «долетаю» за 15 минут, а в Москве за это время можно только пересечь перекресток. Не думаю, что страна катится в прошлое, а что касается стыда, то стыдно за то, как живут люди в глубинке, сколько горя, и какая нищета и безысходность вдали от столицы.
Будут ли когда-нибудь такие страны, как Россия, Украина, Белоруссия, Армения, жить как в Люксембурге или в ближайшие 50 лет это утопия?
Люксембург – самая обеспеченная страна. Она очень маленькая, и поэтому все видно как на ладони. Хотелось, чтобы люди могли жить счастливо, обеспеченно, чтобы на операции детям не собирали с миру по нитке, чтобы были гарантия и уверенность в завтрашнем дне. Чтобы не было такой дикой коррупции.
Вы полуармянка, полуукраинка, считаете себя русской. В России сейчас остро стоит национальная проблема. В стране, победившей фашизм, все смелее поднимают головы разного рода националистические партии и движения. В Европе дела обстоят не лучше, политика мультикультурализма признана ошибочной. Насколько комфортно вы себя ощущаете в этом мире?
Вы еще забыли добавить, что во мне есть и еврейская кровь, и моя крестная – грузинка. Мое сердце рвется на части, когда я слышу о каких-то национальных распрях. Я никогда людей не делю по национальному признаку, и для меня это дико, когда один народ уничтожается другим. Я очень болезненно восприняла, когда в 90-е началась дискриминация лиц кавказской национальности, и их отлавливали и везли в обезьянник без разбора. Это тоже стало причиной, по которой я не возвращалась в страну 15 лет. Считаю себя русской, потому что я говорю и думаю по-русски. Я воспитана на русской классической литературе, на русской культуре, для меня всегда самым высоким является интернационализм и духовность.
Говорят, вы готовите даже лучше, чем поете. Какая кухня вам ближе? Любимое блюдо? Любимые рестораны в мире?
Надеюсь, что пою я все-таки лучше. Мой отец гениально готовил. Я очень сожалею, что тогда не вела никаких записей. Я готовлю по наитию. Я вообще-то люблю готовить все. Обожаю накрывать поляны, и тут меня уже не остановить. Список огромный!! Конечно, кавказская и русская кухня – это самое любимое, а сейчас для сына освоила итальянскую. Он говорит, что так, как я готовлю пасту и ризотто, ни в одном ресторане не готовят. А вот с лазаньей мне надо подучиться еще у моего зятя Терри. Он фотограф, и фото к моему концерту в Москве, который состоится 26 декабря под патронажем Светланы Медведевой в проекте «КОРОЛЕВЫ ОПЕРЫ», – его заслуга. Мне очень приятно, когда на вопрос, куда пойдем, какую кухню сегодня хочешь, мой сын отвечает: «Мамину, лучше маминой ничего нет на свете». И какой бы я ни была уставшей, после этих слов, счастливая, становлюсь к плите. Любимые рестораны в мире – это в Токио японская кухня, суши, кай секи. Я знаю все названия на японском языке и не останусь голодной. И в Москве у меня есть любимые, это очень, слишком вкусно, и еда такая родная с детства. Как Штирлиц, обожаю печеный картофель, и тоже в камине его пеку, и шашлыки зимой там же.
Это правда, что оперные певцы едят перед выступлением мясо с кровью? Это необходимо для голоса?
Да, это обязательное блюдо за 7-8 часов перед пением, и больше ничего. Нужна энергия, и мясо с кровью это дает, но нельзя это заедать картошкой или хлебом.
Говорят, что бабушка грузинского президента Михаила Саакашвили – ваша крестная, и вы пели на его инаугурации. В России из Саакашвили пропаганда старательно лепит образ врага, вояки, глупого человека, жующего галстук. Не кажется ли вам, что помимо всего плохого (война с Осетией) он очень одаренная и противоречивая фигура и, благодаря Саакашвили, Грузия сделала огромный рывок в своем развитии? Расскажите о нем как о человеке.
Да, это правда. Моя крестная – Тамара Георгиевна Абашидзе-Церетели. Я очень люблю эту замечательную семью, и я знаю их с детства. Они настолько культурные и образованные люди, настолько скромны в своих желаниях для себя лично, что могли бы быть образцами для подражания. Я благодарна моей крестной, которая в то время, когда это было опасно, не побоялась партийной ответственности и отнесла меня крестить в церковь. Моя мама и Тамара Георгиевна работали в микробиологии, по бруцеллезу. Тамара Георгиевна прилетела в Одессу, когда я только-только появилась на свет, и моей маме советовали оставить меня в роддоме. В СССР такое отношение к проблемным детям было нормой. Их оставляли, как некачественный товар в магазине. То, что я сегодня живу и хожу своими ногами – заслуга моей мамы и ее подруг Тамары Георгиевны и Галины Ефимовны Ген, потрясающего доктора, с которой мама, еще студенткой мединститута, работала во время войны в Куйбышевском госпитале. А Тамара Георгиевна доставала все мыслимые и немыслимые лекарства, эластичные бинты из-за границы, и все это в советское время! Это совершенно потрясающая семья. Михаил, когда учился в Америке, стеснялся спрашивать у меня билеты в Метрополитен-опера и часто стоял в очереди, чтобы попасть на спектакль. Когда я летела через Вену на его инаугурацию, то и он летел обычным рейсом. Я спросила, почему так, а не на частном. Он сказал, что слишком дорого для Грузии. В дни инаугурации я встречалась с его семьей, меня возили туда, где пересекаются Арагви и Кура, воспетые Лермонтовым. Мне подали представительский лимузин, а родители Михаила приехали за мной на своей старенькой маленькой машине. Я, конечно, села к ним, и было очень смешно, когда этот лимузин потом ехал следом за нами… А то, что показали с галстуком, – это же понятно. Он хотел показать, что легче было ему проглотить свой галстук, чем провести то интервью. Каждого человека можно на чем-то подловить, но если вырвать из контекста это уже будет не смешно, а очень грустно, потому что любая нечестность и несправедливость СМИ, к сожалению, сегодня создают общественное мнение, и не всегда оно объективно.
При всем при этом вы очень трепетно отнеслись к концерту Гергиева в Цхинвали, очень сопереживали всему, что там произошло…
Потому что там погибли люди!!!!!!! Я не выношу жестокости. Мне больно, когда вижу кадры с убитыми и ранеными.
Не кажется ли вам, что как минимум безнравственно проводить такие масштабные мероприятия, как Олимпиада, чемпионат мира по футболу в стране, где миллионы людей живут за чертой бедности, а все эти стройки века – лучшая среда для воровства и коррупции?
Я уже думала об этом. Я думаю, что важнее дать людям хлеба на год, чем зрелище на час. Но, с другой стороны, стройки стадионов и объектов к олимпиадам дают множество рабочих мест, и потом их используют как жилье. Огромная важность и в том, что молодежь начинает увлекаться спортом, что растет гордость за спортсменов, за страну, когда поднимается наш флаг. Мне тоже трудно сдерживать слезы, когда вручаю золотые награды нашим спортсменам и звучит наш гимн на параолимпиаде. Наши параолимпийцы – просто герои, и ими нужно гордиться. Нужно показывать, рассказывать о них, и награждать так же, как олимпийцев.
Расскажите о вашем замечательном поместье. Говорят, у вас там поля, луга, леса и даже граница рядом проходит... Как вы все это обустраиваете?
Я очень люблю этот дом. Там я была счастлива, пока была жива моя мама, там родился мой сын. Я все придумала сама. Дизайн, даже кухню сама спроектировала. Для мамы я повесила много-много афишек, фото с обложек журналов, наград, такой типа музей. Она ходила, рассматривала и гордилась. С тех пор, как ее не стало, я не повесила ни одной новой рамки. Много пришлось сейчас доделывать, но я счастлива, что есть такой уголок.
Говорят, у вас дома целый зоопарк: собаки, кошки, овечки, большой кролик и павлин по имени Турандот. Как они уживаются друг с другом?
Как раз животным гораздо легче ужиться, чем некоторым людям. Собаки есть, но уже только две, и уже другие. Они обе – москвички из клубов пуделей. Из прошлой стаи умерли от старости, и это было большое горе. Кошка одна – майнкун. Овечек уже, слава Богу, нет, павлинихи тоже. Все умерли своей смертью, от старости. Кур, гусей лисы съели. Я не могу убивать живое существо, чтобы съесть на жаркое!!!! Так что хозяйство не такое уж большое осталось.
Говорят, вы любите лошадей, у вас их несколько, и вы хороший наездник…
Немного держусь в седле. Могу и в галоп пойти, но люблю трап и тихие прогулки. Рядом лес, грибы – красота. Жаль, мало времени приходилось проводить дома. Моя дочь росла в интернатах в Германии, Швейцарии, училась в Лондоне, и ей не хватало моей любви и внимания, не хватало чувства дома. Тогда я была только в самом начале своей карьеры, и только я одна несла ответственность за будущее своей семьи и финансовое благосостояние, увезя всех из СССР. А вот сейчас, когда моему младшему сыну Руслану уже скоро 13, стараюсь проводить больше времени с ним. Это сейчас самое важное для меня, чтобы в этом возрасте он мог чувствовать себя любимым. Сейчас рядом со мной мой муж, Слава, это так важно для подрастающего мужчины – иметь перед глазами пример настоящего мужчины. Этот дом – его крепость, чего так не хватало, к сожалению, моей дочери Наталье, когда она росла в интернатах. Я очень благодарна ей, что она поняла, что это была вынужденная необходимость и что я ее всегда очень любила и люблю и очень горжусь.
Биография Марии Гулегиной
Мария Гулегина родилась в 1959 году в Одессе. Окончила Одесскую консерваторию по классу пения у А. Д. Джамагорцян. Основную деятельность на сцене начала солисткой Государственного академического Большого театра Белорусской ССР.
Лауреат 1-й премии конкурса им. Глинки. Заслуженная артистка Белорусской ССР (1987). С 1987 года выступает в Ла Скала; партии Тоски, Манон Леско, Амелии в «Бале-маскараде» и мн. др.). С 1990 года пела в Метрополитен-опера, а также в Ковент-Гардене (Аида, Федора в одноименной опере Джордано), Мюнхене, Цюрихе, Венской опере, Лос-Анджелесе и других театрах.
В 1996 году в «Opera-Bastille» исполнила партию Абигайль в «Набукко» Верди. Среди других партий – Лиза, Леди Макбет (выступила в этой роли на открытии сезона в Ла Скала в 1997 году).
Мария Гулегина регулярно выступает c самыми известными певцами, среди которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Лео Нуччи, Ренато Брюсон, Хосе Кура и Сэмюэль Рейми, а также с такими дирижерами, как Джанандреа Гаваццени, Риккардо Мути, Джеймс Ливайн, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Фабио Луизи и Клаудио Аббадо.
Среди последних ангажементов певицы – партия Турандот на сцене Арена-ди-Верона и театра Ла Скала, а также мировая премьера программы «Концерт по заявкам» (когда слушатели заранее выбирали программу путем голосования в Интернете) на сцене Концертного зала Мариинского театра. Недавно Гулегина дебютировала в партии Гульнары (опера «Корсар») на сцене Дортмундского концертного зала. Кроме того, она выступила на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере.
Является почетным членом Международного параолимпийского комитета и послом доброй воли в ЮНИСЕФ.