На своем месте
- Category: Интервью
Ее творческая манера счастливо сочетает в себе широту и масштабность русского характера с чувством стиля мирового оперного мейнстрима. Голос певицы нельзя иначе охарактеризовать, нежели «роскошный». Ольга Бородина сегодня в обойме наиболее выдающихся певиц современности, желанный исполнитель на сценах всех крупных театров мира.
Как вам слышится сегодня мир, в нем больше минорных нот или мажорных?
К большому сожалению, минорных больше. Мне кажется, это связано с огромным скоплением негативной энергии на земле, с безответственностью и бездуховностью людей, с потерей веры в счастливое и светлое будущее XXI века.
Как и с чего начались ваши первые контракты за рубежом в непростые 1990-е? Есть ли в этом доля везения?
Конечно, это связано с везением, но и с большим желанием и каждодневной работой над собой. Это была случайность: заболела певица которая должна была петь Далилу с Доминго в Ковент-Гарден, и предложили мне, никому тогда не известной певице, но молодой и подающей надежды. Я, разумеется, с радостью согласилась. Так и началась моя международная карьера.
Победы в международных конкурсах автоматически открывают двери ведущих оперных театров мира или это только шанс вызвать к себе интерес? Бывает ли в опере недооцененный (переоцененный) талант?
Конечно, это только шанс! Очень часто таланты бывают как недооценены, так и переоценены. Многое зависит от самого певца, от того, какая у него цель и какие возможности ее добиться. Я знаю много примеров и того и другого, но нельзя забывать, что, если талант переоценен, это видно и слышно не только профессионалу, но и простому слушателю и может вызывать смех и жалость.
Что вы приобрели, а что потеряли на пути к успеху?
Для меня успех всегда был на втором месте. Главное, я точно знаю, что я на своем месте, и все 26 лет на сцене ни разу не пожалела о своем выборе профессии. Я всего лишь проводник, понимайте как хотите. Для меня главное дети, а потом я и карьера певицы.
Далила любила Самсона или все-таки притворялась? Может ли женщина предать любимого человека ради любви, из-за страха его потерять?
Уверена, что любила! Но когда стоит выбор между любовью и своим народом, она жертвует своей любовью ради благополучия своего народа. По поводу второй части вопроса могу сказать только про себя – НЕТ.
Вас считают очень целенаправленной сильной личностью. Есть ли у вас слабости?
На самом деле я очень слабая, только вот жизнь заставляет быть сильной. Потом это состояние переходит в привычку, и я от этой привычки иногда очень страдаю.
А слабость у меня к рыбалке и семечкам!
Как происходит для вас процесс вхождения в роль?
Этот процесс очень сложный. Все начинается с изучения исторических фактов, потом я стараюсь их проанализировать и пропустить через себя. Некоторые партии, например Марфы в «Хованщине», меняются с жизненным опытом.
Понимаете ли вы, что искусство изменить жизнь не может?
Только оно может изменить жизнь! Жизнь и есть настоящее искусство.
Какое чувство труднее всего петь: любовь, страсть, ненависть?
Я не знаю, что такое ненависть, тем более в пении. Остальное нетрудно, если знаком с этими чувствами! В музыку все заложено изначально, ее только нужно пропустить через душу.
Всегда ли слава, как и деньги, кардинально меняют человека не в лучшую сторону. Или все зависит от самого человека, учителей, родителей?
Я считаю, что слава, как и деньги, очень меняют людей! Особенно льстивые слова и большие деньги. Не все могут пройти через эти медные трубы.
Что вы думаете о наших нуворишах, олигархах? Приходилось ли с ними сталкиваться, просить помощи?
Сталкиваться приходилось, а просить, слава богу, нет! Если для помощи детям, старикам или инвалидам – я могу, но только не для себя.
Согласились бы вы петь на дне рождения миллионера на ваших условиях?
При жующей толпе – нет, но петь по заказу миллионеров пару раз доводилось. Первый раз это было выступление в концертном зале, так как миллионер очень любил оперу. Второй раз в Америке у Гордона Гетти (крупный американский инвестор, благотворитель. Его собственный капитал составляет два миллиарда долларов. Основатель благотворительного фонда Энн и Гордона Гетти. – Прим. ред.), он спонсировал Оперу Сан-Франциско, театр попросил меня уважить спонсора, почему бы не помочь? А мне Гетти подарил платок за мою работу.
Какими еще талантами, кроме голоса, должен обладать исполнитель, чтобы вызывать интерес у публики?
По-настоящему талантливый человек талантлив во всем! А вообще воздействие происходит через вибрацию, и при этом необязательно кривляться на сцене и изображать страдания. У публики опера, оперные певцы вызывают интерес по разным причинам. Есть и такие, кто приходит в театр не искусством насладиться, а на модное имя или чтобы на людей посмотреть, себя показать. Исполнитель может возбудить к себе интерес тоже далеко не только талантом, но и внешностью, скандалами, пиаром – вариантов много…
В России сейчас специальные комиссии проверяют постановки на предмет непотребных, как им кажется, сцен, использования детского труда и т. п. Что вы думаете об этом?
Я только «за»! Не буду называть фамилий, но нескольких современных псевдорежиссерчиков я бы даже близко не подпустила к сцене.
Что делает оперный театр великим? Архитектура, акустика, легенды? Может быть, режиссер? Нет ли в Мариинке культа личности Гергиева?
Я вообще боюсь слова «великий». Очень много факторов делают театр хорошим или плохим. Оперный театр зависит от уровня музыкантов и певцов, от режиссеров и постановщиков, от художественного руководства, которое решает, кто поет и каким будет репертуар театра. Наконец, от финансирования. Театр – это огромный комбинат с разными службами, нуждающийся в сильной личности у руля. Я точно знаю, что без Гергиева наш театр не удержался бы столько лет на высоком уровне. Конечно, можно придираться ко многому, искать блох, но можно просто сравнить Мариинский и Большой, и все станет ясно.
Согласны ли вы, что Мариинка-2 больше напоминает торговый центр, а не оперный театр?
Театр классный! Акустика великолепная! Внешний вид оставляет желать лучшего.
Почему именно МЕТ вы выделяете среди других театров?
МЕТ считаю вторым своим любимым театром после Мариинки. Этот театр мне много дал. Я спела там много любимых партий с любимыми партнерами и дирижерами. В этом театре меня знают и любят, а для меня это очень важно.
Валерий Гергиев как-то в интервью нам сказал, что Ла Скала испытывает финансовые трудности в связи с кризисом в Европе. У нас Большой и Мариинка на госфинансировании и никаких трудностей не испытывают, но до Ла Скала им далеко. Может, роль финансов в искусстве сильно преувеличена?
Я пела в Ла Скала и хочу сказать, что это провинциальный театр с вечным бардаком и интригами. Я даже посетила знаменитую школу при театре для молодых певцов – ужас! Может, раньше, во времена легендарных итальянских мастеров, это и был театр с большой буквы, но сейчас, особенно после ухода маэстро Мути, это обычный средний театр. Это мое личное мнение.
А финансы, конечно, имеют значение. Нет финансов – нет и романсов.
Вы в принципе не приемлете новаторские постановки классических опер или все-таки могут быть талантливые исключения?
Талантливые исключения, конечно, есть. Но мне кажется, что новаторство уместно в новаторской музыке. Не нужны унитазы на сцене в великой музыке прошлых веков – в этом я уверена.
Какие оперные постановки приятно удивили вас в последнее время?
В последнее время они только разочаровывают.
Вы подолгу гастролируете на Западе, было ли вам когда-нибудь стыдно за страну, за соотечественников, за правителей?
Я горжусь и люблю свою страну и народ. Уродов хватает везде. Я считаю, что наш народ самый талантливый, душевный и терпеливый.
Это правда, что оперные певцы едят перед выступлением мясо с кровью? Это необходимо для голоса?
Это неправда. У всех по-разному. Я, например, ем спагетти за три часа до выхода на сцену, мясо считаю тяжелой едой, его переваривание отнимает силы у организма.
Разве оперные певцы могут курить? Долгое время спонсором Мариинского театра была табачная компания. Вы считаете, это нормально? (Гергиев считает, что да.)
Я сама курила о-о-очень много лет и бросила только в сентябре… Не могу сказать, что мне это сильно мешало, но пришло время, когда больше нет в этом потребности.
Приходилось слышать русскую оперу за рубежом на русском языке – ужас… При этом нет в мире оперного театра, где бы не выступали русские исполнители. Неужели они не могут как-то повлиять на ситуацию, чтобы не коверкали так язык и уважительно относились к историческим фактам?
Дело в том, что наш любимый русский язык очень труден для иностранцев. Также проблема в транскрипции. Мало хороших коучей русского языка, ну и терпения, видимо, не хватает у иностранцев. Конечно, лучше когда на русский репертуар приглашают именно русских певцов.
Ваш супруг был лицом итальянской марки Ermenegildo Zegna. Какой бренд, идею согласились бы рекламировать вы?
Я поклонница бренда Escada.
Расскажите о вашем поместье в Тоскане? Как вы его обустраиваете? Как предпочитаете отдыхать? Возможно, вы что-то коллекционируете…
Изначально дом был куплен для отдыха детей на море. В Питере солнца мало, и дети из Северной столицы не отличаются крепким здоровьем. Предпочитаем отдыхать в кругу семьи и близких друзей. Любим путешествовать по чудесным маленьким итальянским городкам, ходить на рыбалку, купаться, очень любим дайвинг. К сожалению или к счастью, я не коллекционер, но люблю все красивое и полезное, как покупать, так и дарить.
Есть ли у вас благотворительные проекты?
Пока нет, но я думаю об этом!
И последний вопрос: Каллас или Тебальди?
Тебальди!!!
Биография
В 1986 году Ольга Бородина стала победительницей I Всероссийского конкурса вокалистов, а через год приняла участие в
XII Всесоюзном конкурсе молодых вокалистов имени М.И. Глинки и получила первую премию. С 1987 года – в труппе Мариинского театра. Также Ольга Бородина – лауреат многих престижных международных конкурсов. В их числе вокальный конкурс
им. Розы Понсель (Нью-Йорк) и Международный конкурс Франсиско Виньяса (Барселона), победа на которых принесла ей признание критиков Европы и Соединенных Штатов. Также началом международной известности Ольги Бородиной послужил дебют на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден («Самсон и Далила», 1992).
С начала 1990-х годов востребована на сценах лучших театров мира – Метрополитен-оперы, Ковент-Гарден, Оперы Сан-Франциско, Ла Скала. Работала со многими выдающимися дирижерами современности: помимо Валерия Гергиева – с Бернардом Хайтинком, Колином Дэвисом, Клаудио Аббадо, Николаусом Арнонкуром, Джеймсом Ливайном.
Народная артистка России,
лауреат Государственной премии России, лауреат премии «Грэмми» 2011 года в номинации «Лучший классический альбом».
Супруг – оперный певец Ильдар Абдразаков. Сыновья: Алексей, Максим, Владимир.