Большое классическое путешествие
- Category: Интервью
Российская пианистка и парижанка Людмила Берлинская о жизни во Франции, «золотых рыбках», цене успеха и еще одном полете в космос.
Людмила, почему, на ваш взгляд, песни из кинофильма «Большое космическое путешествие», которые вы спели, популярны до сих пор? На youtube в комментариях после «Я тебе, конечно, верю» сплошная ностальгия по СССР, по советскому детству. Испытываете ли такую ностальгию вы?
Этот фильм олицетворял мечту, воплотившуюся в реальность в наше,
советское время. Помню, как мои одноклассники по несколько раз ходили смотреть его целым классом. А один из поклонников построил в нашем дворе настоящую ракету, на которой было крупно написано «Мила». Кроме того, впервые была показана (правда, с купюрами) зарождающаяся любовь между 13-летними подростками. Наш режиссер Валя Селиванов был смелым человеком. Ну и конечно, музыка! Для Алексея Рыбникова это был первый фильм! И какие песни... Я не испытываю ностальгии по СССР, но по моему детству – да!
Сейчас полететь в космос не проблема и многие известные музыканты собираются осуществить детскую мечту…
Есть такие, которых одолевает любопытство, а есть такие, которые предпочитают сидеть в своей норе. Я бы полетела... еще раз.
Был ли в вашей жизни момент выбора между карьерой актрисы и музыканта?
Был! Сразу после съемок «Большого космического путешествия» мне буквально посыпались предложения, и весьма лестные. Как видите, я выбрала музыку. Но кино мне очень помогло.
Вы создали и руководите рядом фестивалей. Где организовать фестиваль классической музыки легче – в России или во Франции?
К сожалению, в России мне не приходилось организовывать фестивали, только отдельные концерты. А во Франции – целых четыре! Как везде, это непросто, но все зависит от человеческих взаимоотношений. Важно зажечь идеей, причем каждого: от спонсоров до простых людей, безвозмездно помогающих во время фестиваля – в столовой, с билетами. Принято думать, что в России классическое музыкальное образование выше, чем во Франции. Это правда, но публика реагирует замечательно и во Франции, если качество высоко.
Как решается вопрос с финансированием и со спонсорами? Приходилось ли вам просить деньги?
В первый раз я играла концерт с Ростроповичем в парижской мэрии для президента Ширака, и мадам Ширак мне предложила попросить, что хочу у «золотой рыбки». Я попросила фестиваль. Во второй раз Мишель Эдуард Леклерк послушал меня на концерте и предложил помочь: я опять попросила фестиваль – и родилась «Весна в Париже». Самое трудное – удержать то, что начал. Тут нужна огромная работа.
Как вам удалось столь гармонично вписаться во французскую музыкальную жизнь?
Я много играю с французскими музыкантами, поверьте, среди них есть просто замечательные, хотя они и другие. Для меня это опыт, обогащение. После России именно во Франции я открыла для себя по-настоящему барочную музыку, орган, хор.
Может ли русский человек после многих лет жизни во Франции стать французом?
В Лондоне меня часто принимают за француженку, точнее парижанку. Когда ловлю такси в Москве и называю адрес, спрашивают, из какой страны я приехала. Я себя и чувствую парижанкой, но не француженкой, только русской.
По статистике большинство французов сейчас плохо относятся к России. Почему?
Французы нация осторожная. И очень «французская», они все в себе. Во французской провинции никто не говорит ни на каком языке, кроме французского. А их пугают в прессе дикой разгулявшейся Россией. Но как в любой нации, во Франции тоже есть смелые и талантливые люди, которые любопытны. Некоторые из них, кстати, специально прилетали на наш концерт 8 октября в Москву.
Насколько справедлива, на ваш взгляд, во Франции налоговая система, на которую так обиделись французские миллионеры?
Думаю, что они правильно обиделись.
Сохраняет или теряет Париж свою привлекательность? Насколько там остра национальная проблема?
Париж как город не может потерять привлекательность никогда! Но отдельные его районы – да, напоминают другие города, к сожалению. Как и в Москве.
Чем отличаются французские мужья от русских?
Дистанцией в личных отношениях, наверное. Но найти свою половинку можно и очень далеко от дома. Главное – это Любовь!
Слава вашего отца больше помогала или мешала вам в карьере?
В карьере – только мешала. Я долго оставалась его любимой дочкой, он был очень честный и искренний человек, всегда говорил мне, что талант пробьет себе дорогу.
Милый папа… Никогда не просил за меня, но обижался молча, когда думал, что его друзья могли бы и помочь. Нам было очень трудно жить в разных странах, но именно это и сделало меня независимой в выборе моей творческой дороги.
Почему гениальных пианисток в мире единицы?
Женщин с большим музыкальным талантом просто меньше, чем мужчин, да простят меня мои сестры. Актрисы – да, они гениальные, часто играют самих себя. А в музыке – не обманешь, хотя сегодня принято, чтобы женщина-музыкант не только умела играть, а была обязательно свежа, сексапильна, уверена в себе. А попробуйте закрыть глаза и послушать...
Назовите выдающихся пианистов из ныне живущих, на ваш вкус?
Из русских я бы назвала Михаила Плетнева. А вообще трудно, почти невозможно ответить на ваш вопрос, потому что пианистов сегодня несметное множество!
Что вы приобрели, а что потеряли на пути к успеху?
Я многое узнала о самой себе, потому что для меня путь к успеху начался поздно. Я потеряла традиции моей дорогой семьи, традиции жизни в СССР, ушла в свободное плавание. Кроме того, за свою жизнь я теряла и приобретала друзей. Произошел естественный отбор. Часть «друзей» вдруг исчезла, а другие вдруг объявились. Только совсем немногие были и остаются действительно моими друзьями. Классика?
Вы сотрудничали со многими выдающимися исполнителями, кто оказал на вас наибольшее влияние? Кто больше запомнился как человек?
Святослав Рихтер! Он не человек, а целая планета. Он был для меня всем... после моего папы. Но и папа ревновал! Он меня родил и окружил любовью, Рихтер же «родил» меня во второй раз, и я стала такой, какая я есть: свободным, ничего не боящимся человеком.
Как-то в интервью нашему журналу Денис Мацуев сказал следующее: «Владимир Горовец – гениальный пианист, на вопрос, как стать известным музыкантом и сделать карьеру, отвечал так: «Либо вы должны быть геем, либо евреем, а так как я и то и другое, то я гений». Сейчас национальность и ориентация ушли на второй план. На первом месте – деньги. Шоу-бизнес окончательно вошел в наши структуры». Согласны с этим мнением?
Денису надо верить. Конечно деньги! Но они без ума и таланта навряд ли к вам прибьются. Конечно, надо иметь талант их притягивать.
Но вот что радует: у нас был концерт 8 октября в зале имени Чайковского в Москве. Концерт и правда из ряда вон... Звезды русского музыкального Олимпа, «русский» актер Жерар Депардье и восхитительный Сергей Полунин! Это была моя с моим мужем Артуром Анселем идея. Вначале. Но это было бы невозможно осуществить без двух компонентов: профессионального менеджмента «Арт-Бренд» и желания всех артистов просто сделать это! Все звезды готовы прилететь из разных стран и принять участие в экспериментальном концерте не из-за славы и денег. Артисты согласились, потому что счастливы вместе сыграть такую программу.
Как вы относитесь к конкурсам? Они помогают молодым талантам или наоборот?
Я лично к конкурсам отношусь отрицательно. Если ты не «конкурсный» человек, значит, за бортом? Не все обладают «конкурсной» нервной системой и остаются великолепными музыкантами. А молодым талантам конкурсы помогают получить признание, концерты, попасть в крупные артистические агентства.
На знаменитом конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе все, кто получал первые премии последние 30 лет, просто растворялись, мы о них практически ничего не знаем. Они не сделали никакой карьеры. Как вы это объясняете?
Если это настоящий талант, он докажет свою значимость, рост не из-за конкурсов, а только благодаря таланту. К тому же на конкурсе имени Елизаветы, как и на некоторых других крупных конкурсах, кроме конкурсантов есть еще и жюри. Это их выбор...
Молодым музыкантам сейчас легче пробиться, заработать хорошие деньги?
Труднее. Профессиональных музыкантов стало больше, выше конкуренция. Сегодня музыкант должен обладать чутьем бизнесмена. И это, конечно, очень плохо.
Как вы относитесь к тем, кто ходит на классический концерт не ради высокого искусства, а потому, что это модно, этого требует статус?
Ну и хорошо, что ходят! А то как получать образование? Проблема, что статусные концерты не всегда самые лучшие. Это все равно что пойти покупать антиквариат в галереях Лувра за миллионы или пойти поискать у настоящих антикваров – дешевле, зато можно найти настоящие сокровища.
Все скрипачи мечтают сыграть на скрипках Страдивари, о каком инструменте мечтают пианисты?
Меня учили, что нужно уметь извлекать один и тот же неповторимый звук на любом инструменте. Конечно, лучше играть на хорошем рояле. А если говорить обо мне, то я очень люблю Bechstein и такой поистине элитный инструмент, как Steingraeber, рояль, до сих пор собираемый вручную в Байрете.
Даете ли вы благотворительные концерты?
Конечно! Очень люблю это делать! Без благотворительности не было бы Дягилева!
Биография
Школьницей Людмила снялась в единственном в ее кинокарьере фильме «Большое космическое путешествие» (1974), в котором совместно с Игорем Капитанниковым и ВИА «Верные друзья» исполнила несколько получивших широкую известность песен, в том числе «Ты мне веришь или нет?» и «Млечный Путь». В 1979 году Людмила Берлинская окончила музыкальную школу им. Гнесиных (по классу фортепиано).
После окончания Московской консерватории Берлинская начала активную концертную деятельность. Ее приглашали во Францию, ФРГ, Японию, Италию, Испанию и другие страны. Людмила Берлинская дважды участвовала в международных конкурсах камерной музыки и оба раза завоевывала главные премии: Гран-при и приз за лучшее исполнение французской музыки в Париже (в 1985 г.) и Гран-при и премию «Лучшему пианисту» во Флоренции (в 1989 г.). Людмила Берлинская выступала как солистка и в камерных ансамблях с выдающимися музыкантами: Мстиславом Ростроповичем, Юрием Башметом, Виктором Третьяковым, Александром Князевым, Полем Майером, Алэном Менье, Жераром Коссе, квартетами им. Бородина, Orlando и Fine Arts. Людмила Берлинская – художественный директор фестиваля Printemps Musical a Paris («Парижская музыкальная весна»). В середине 1990-х основала в Париже фестиваль «Русский музыкальный салон» под покровительством жены бывшего французского президента – мадам Ширак.