Читать журнал On-line

cover-1 result

Бал мечты

4 декабря 2014 г., в Большом Петровском зале гостиницы «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ» состоится благотворительный танцевальный вечер «Бал Мечты».

Мероприятие проводится по инициативе Благотворительного Фонда «С Днем рождения!», совместно с Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках, компаниями «Академсервис», «Интерконнект», «Спин-Мьюзик» и центром социального обслуживания округа «Басманный».

Все средства, вырученные в ходе проведения бала, будут направлены на реабилитацию детей-инвалидов - подопечных фонда; поддержку работы клуба для мам детей – инвалидов, а также на помощь в развитии и адаптации детей из детских домов, курируемых фондом, новогодние мероприятия и детские подарки.

На вечер приглашены представители городской администрации, посольств, консульств, национальных культурных центров города Москвы.

Афиша

svvetskiye-sobytiya

Пирожок с волшебным зельем

Geghard_top_viewО том, где хранится настоящее копье Судьбы, о волшебной траве кндзмндзюк и других сокровищах Армении.

Geghard_top_viewМой сосед, друг и ученый-этнограф Жан Пене, опять позвал меня в дорогу. Если помните, мы с ним уже путешествовали в Австралию к аборигенам. Теперь Жан предложил совершить вояж в Армению. Я страшно обрадовалась. Для любого гурмэ эта страна – дом родной. В конце 19 века в Европе, особенно во Франции, считалось модным совершить паломничество на Кавказ за одним или двумя новыми рецептами. Взять хотя бы знатного писателя и гурмана Александра Дюма, обогатившего свой кулинарный справочник после поездки в Тифлис. Тифлис в те времена населяли в основном армяне.

Хоровац, толма, хаш, мацун, ишхан, суджух – от одних названий кружится голова. А зелень? Таких запахов давно уже нет в Европе, не зря говорят: что для француза сорняк, для армянина закуска. Про коньяк я скромно умолчу. У меня много друзей-армян, в том числе и во Франции, и я уже знала, что кушать в этой гостеприимной стране придется постоянно с небольшим перерывом на сон. Поэтому заблаговременно перед поездкой решила сесть на диету.

А что собирался делать в Армении этнограф мсье Пене? Оказывается, изучать копье Судьбы, которое хранится в Эчмиадзине (это армянский Ватикан). Тут я не могу удержаться, чтобы не рассказать вам фантастическую историю этого копья. О нем неустанно пишут газеты, снимают фильмы, ему посвящены компьютерные игры. Знаменитая опера Вагнера «Парсифаль» о копье, картина Пикассо «Герника» – тоже о нем. Дух захватывает от одного только перечисления имен тех, кто владел им: Юлий Цезарь, император Константин Великий, вождь гуннов Аттила, Карл Великий, Фридрих Барбаросса, Наполеон, Гитлер... Собственно, из-за этого копья последний товарищ и развязал Вторую мировую войну.

А началось все в году этак 25-36 н.э. в дни казни Иисуса Христа. Как вы знаете, его распяли на кресте. В те времена это было самым распространенным наказанием для преступников, которое придумали римляне. Человека прибивали гвоздями к кресту, который он сам же и приносил на место казни. Гвозди вбивали не в ладони, они не держали вес тела, а между костей запястья. Муки были адскими, человек умирал медленно, в течение 5-6 дней, от потери крови, но чаще от удушья, потому что дышать, будучи распятым, было больно, и люди просто задыхались. Через распятие казнили, например, всех спартанцев. Такие казни устраивали и в наше время боевики в Чечне для российских военнопленных. Такой вид казни до сих пор существует в Саудовской Аравии и Судане.

Иисуса Христа распяли вместе с двумя разбойниками. Рядом находились его мама, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, Мария Клеопова и римские воины во главе с сотником, которого звали Гай Кассий. Этот самый Гай, видя муки Христа, решил из сострадания ускорить его конец и вонзил свое копье прямо в сердце Иисуса.

После чуда воскрешения легионер Гай уверовал в Христа и при крещении принял имя Лонгин. За проповедь христианского учения он был прославлен как святой. А копье стало величайшим сокровищем христианства. Мир его знает под названием «копье Лонгина», или «копье Судьбы». Считается, что тот, у кого в руках это оружие, омытое кровью Христа, будет вершить судьбы мира. Вот, собственно, почему обладать копьем стремились правители многих стран.

К 20-му веку в мире было уже четыре копья Судьбы, каждое из которых претендовало быть тем самым, принадлежащим когда-то легионеру Гаю. Первое хранится в Ватикане в базилике святого Петра в Риме, второе – в польском Кракове, третье – в СССР, а точнее в Армении, и четвертое – в палате сокровищ Венского императорского дворца в Австрии. Последнее считалось историками настоящим.

Однажды по залам Венского дворца слонялся юный Гитлер и случайно стал свидетелем разговора между гидом и посетителями. Вот как сам он описывает этот судьбоносный момент в своей книге «Майн кампф»: «Группа остановилась точно напротив того места, где я находился, и гид показал на старый наконечник копья. Вот тогда-то я и услышал слова, которые вскоре изменили мою жизнь: «С этим копьем связана легенда, согласно которой тот, кто объявит его своим и откроет его тайну, возьмет судьбу мира в свои руки для совершения Добра или Зла». В ту же секунду я понял, что наступил знаменательный момент в моей жизни». Копье Лонгина стало для Гитлера священным символом, носителем магического откровения. Он поверил в свою миссию завладеть миром, и копье было призвано помочь ему в этом. В 1933 году, придя к власти, Гитлер стал думать, как завладеть реликвией, которая хранится в Австрии. Он направил деятельность спецслужб рейха на подрыв изнутри соседней страны, чтобы осуществить аншлюс, т.е. воссоединение Австрии с Германией. Как только ему это удалось, Гитлер прибыл в Венский дворец и предъявил свои права на копье Лонгина. Копье перевезли в Нюрнберг. А через 10 месяцев Гитлер начал Вторую мировую войну. Он был уверен, что магические силы, заключенные в копье Судьбы, обеспечат ему победу. Когда после Сталинграда союзники стали бомбить Нюрнберг, Гитлер спрятал копье Судьбы в подземелье. Хотел увезти его на подводной лодке в Антарктиду и спрятать там, да что-то помешало ему. 30 апреля 1945 г. тайник, где хранилось копье Судьбы, обнаружили офицеры американской контрразведки. В тот же день Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Американцы вернули реликвию Австрии, но слухи о том, что это всего лишь подделка, а подлинник остался в США, будоражили мировую общественность вплоть до 2003 года. В 2003 году учеными был сделан анализ венского копья. Да-да, наука наконец-то доросла до того, чтобы расставить все точки над i. Исследования «копья Судьбы», которое сейчас хранится в Венском музее истории искусств, с использованием новейших физических методов провел специалист по металловедению, профессор Роберт Фрезер. Он установил, что железо, из которого сделано легендарное оружие, выковано не раньше VII века. А значит, копье никак не могло быть ровесником Христа. Правда, оказалось, что в центре копья (его длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусочек железа, который гораздо древнее. Исследователи предположили, что туда вкован древнеримский гвоздь. Возможно, тот самый, которым распяли Христа. Но пока наука ничего точно доказать не может. Одно ясно, гвоздь не копье.
Еще два копья-реликвии, хранящиеся в Ватикане и Кракове, оказались лишь более поздними копиями венской реликвии. Осталось проверить четвертое копье, которое хранится в Армении, как утверждают местные священники, с III века. Напомню, что Армения – первое государство в мире, где христианская религия стала государственной еще в 301 году. До XIII века копье хранилось в обители Гегардаванк, в переводе это значит «монастырь копья». Потом реликвию перенесли в храм в Эчмиадзине. Монахи берегут ее как величайшее сокровище, как пишут местные СМИ – лучше, чем атомную бомбу.

NoratusВ прессе я много читала, что ученые уже доказали, будто местное копье Судьбы и есть самое древнее, самое настоящее. На самом деле все обстоит не так. Когда научные мужи обратились с просьбой к армянской церкви дать им возможность исследовать реликвию, Католикос всех армян Гарегин II высказался в том духе, что, дескать, не важно, то это копье, которое пронзило сердце Христа, или его более поздняя копия. Главное, что люди уже много веков верят, что копье настоящее. В общем, мудрый Католикос вежливо отказал ученым, и думаю, сделал правильно. Ведь он сохранил интригу, благодаря которой тысячи туристов и паломников со всего мира приезжают в Армению, чтобы увидеть священную реликвию. И мы с Жаном в их числе. Правда, нас в Эчмиадзине ждало страшное разочарование. В церкви нам объяснили, что копья Судьбы в Армении сейчас нет. Оно путешествует с выставкой по миру и в данное время находится во… Франции. Бедный Жаник, на нем не было лица. Он что-то лепетал молодому священнику про факс, про «обещали», про атомную бомбу. Я даже не стала переводить, какой смысл? Надо было срочно доказать ученому, что Армения – это не только священное копье. И я повела его в лучший ресторан, который мне порекомендовали армянские друзья. Когда в этом пафосном заведении я открыла меню и прочитала: карпаччо из мяса и помидор, я расстроилась больше Жана. Нет, я не имею ничего против карпаччо, и итальянская кухня вместе с французской, наверно, имеют право существовать в стране, где вино пили уже тогда, когда в Европе еще охотились на мамонтов. Армянская кухня – древнейшая в Азии. Она обогатила своими рецептами кухню народов Византии, Персии, не говоря уже о Закавказье. Тысячи лет назад в древней Армении уже пекли хлеб и имели представление о процессах брожения. Армянская кухня – это национальное сокровище, которое нужно охранять от всяких карпаччо и гордиться ею не меньше, чем копьем Судьбы. Знаете, почему в Армении до сих пор нет Макдональдса? Никакой гамбургер не выдержит здесь конкуренции с местным лагмаджо. И хотелось бы, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Я давно знаю, что если ты хочешь по-настоящему почувствовать страну, понять народ, узнать его кухню, лучше держаться подальше от пятизвездочных «Интуристов» и красивых ресторанов. И я повезла Жана в глубь страны, в горные селения, туда, где живут традиции народа и его душа. Там карпаччо вам не предложат, но угостят лавашем из старого тонира или блюдом в глиняной посуде по рецептам и технологиям, которые мало изменились со времен государства Урарту. Для меня лучшим сувениром из Армении стал тапак – это такая глиняная сковорода с крышкой. Купила я его совершенно случайно на базарчике в маленьком селе, и лет ему было не меньше ста, а может, и все триста. Названия многих блюд армянской кухни связаны с названием посуды, в которой их готовят. Например, путук или кчуч. Цыпленок-тапака – это тоже от глиняной сковородки тапак, к табаку птица никакого отношения не имеет.

Многие армянские блюда очень трудоемки. Процесс приготовления некоторых кулинарных шедевров может тянуться дни, недели и даже месяцы. Шутят, что все это придумали ревнивые армянские мужчины, чтобы их жены проводили больше времени на кухне. Так и есть. Армянки бесконечно что-то жарят, смешивают, взбивают и фаршируют. Почти все готовится на топленом масле, всегда с большим количеством лука, соли и приправ. Даже мука в Армении может быть разного помола, а может быть мука похиндз – она из поджаренной пшеницы. И у каждого вида свой неповторимый вкус и предназначение. Если вас угостят сухим инжиром, то внутри него может оказаться чернослив, а внутри чернослива еще и миндаль, и все это делается вручную. А где еще можно попробовать варенье из цветков абрикоса или из сирени? Тот же Александр Дюма в своем «Большом кулинарном словаре» приводит рецепты пяти видов варенья: из роз, тыквы, редьки, орехов и спаржи, которые ему удалось выпытать у астраханских армян.

За время нашего недолгого путешествия я попробовала много восхитительных блюд, о которых никогда раньше не слышала и которые могли бы составить славу любой кухне мира. Так, меня совершенно потряс вкус кизилового супа, блюдо хохоб из баранины с зернами граната и кололак по-шушински – буквально сбитое мясо с коньяком, луком и специями… Я уже не говорю про хаш, лобио, мацун, которое режут ножом, или толму из айвы с сушеными фруктами. Эти блюда знают далеко за пределами Армении. Но я как истинный гурман искала рецепт чего-то совсем оригинального, но в то же время доступного и простого, как все гениальное. И я его нашла.

Однажды мы приехали в старинное село Норадус, расположенное у озера Севан. Это место знаменито на весь мир своим древним кладбищем, на котором просто лес хачкаров. Зрелище потрясающее. Хачкар – это камень-крест, один из символов Армении. Некоторым камням 15 веков. Полторы тысячи лет! Это фактически музей под открытым небом. И рядом современные надгробные памятники. Жизнь на кладбище бьет ключом. Пасутся бараны, бегают детишки, фотографируются туристы. И старушки, такие родные, что-то вяжут, плетут, тут же продают и болтают по мобильным телефонам.

Хозяйка дома, где мы остановились, объявила, что на ужин будут жигялов хац. Мне послышалось «хаш», и я стала умолять ничего не готовить из мясного. Жан сказал, что не даст резать барашка. Дело в том, что вдоль всех дорог, по которым мы путешествовали, много загонов с овцами. Здесь можно выбрать любое понравившееся животное. Его тут же у тебя на глазах зарежут и разделают на мясо. Зрелище для впечатлительного европейца необычное. Мы покупали живого молодого барашка, и он ездил с нами в багажнике машины до очередного ночлега, где мы дарили животное хозяевам в знак признательности за кров и еду. Деньги брать с нас многие наотрез отказывались, и барашек был своего рода алаверды. Правда, хозяева тут же пытались зарезать барана и накормить нас шашлыком, и Жану всегда стоило больших усилий отстоять жизнь животного.

Армяне, как и итальянцы, обычно много едят на ночь. Утром почти не завтракают, разве что пьют обожаемый ими кофе, в обед перекусывают лепешкой с сыром, зато вечером – пир горой. Я бы с удовольствием ограничилась мацуном или кружкой тана, которые, как доказано наукой, омолаживают организм.

– Ну хорошо, покушаешь мацун с жингялов хац, какие проблемы, – выразила недоумение хозяйка. Спорить было бесполезно, и я обреченно стала наблюдать за приготовлением очередного кулинарного шедевра. Хозяйка замесила очень простое тесто, которое состояло из стакана теплой воды, яйца, соли и муки, сколько возьмет, где-то стакана два- три. Пока тесто минут тридцать набиралось сил, детвора побежала во двор и нарвала всякой травы, растущей кустами буквально на улице. Потом нарвали еще зелень в огороде. Все это хорошенько помыли, подсушили и стали мелко резать. Кухня наполнилась непередаваемыми ароматами аниса, укропа, чеснока, кинзы, эстрагона. Я уже была готова съесть барана. Затем всю зелень слегка обжарили в котле с небольшим количеством масла. Только после этого добавили соль и перец по вкусу. Начинка должна немного остыть. Выделившийся сок не сцеживать.

Я, конечно, поинтересовалась составом этого волшебного зелья.

– Очень простая травка, – сказала мне хозяйка. – Записывай: главной зеленью в женгялов хaц должен быть кндзмндзюк. Потом положи тжыртжырок, симсимок, пырывапорт, синц, чнчхапашар, аливорик, пенджар, кяравуз, немного дахц, еще добавляется ахта (это сушеный кизил без косточек), мелко нарезанный (мне привезли из Карабаха) дикий лук (название не знаю), чрчрук, гязрук. Всего должно быть 20-30 видов трав. Тесто раскатай очень тонко, клади начинку, защипляй по центру, постепенно выдавливая воздух. Каталкой слегка можно примять по шву. Выпекай на раскаленной плоской жаровне, называется «садж», без всякого жира. Через пару минут кушай со сливочным маслом. Запивать лучше всего красным вином.

Ясненько. Тут без вариантов, если хочешь попробовать настоящий карабахский пирожок жингялов хац, надо ехать в Степанакерт. Но лепешки хороши тем, что можно фантазировать, заменяя одну траву другой, добавляя в начинку сыр и даже рубленое мясо. Кое-какие травы я все-таки идентифицировала. Кндзмндзюк (по виду похожий на ботву моркови и пахнущий анисом и петрушкой), скорее всего, кервель ажурный. Также в начинке присутствует много шпината, укроп, кинза, зеленый чеснок или черемша, немного мяты, щавель, ботва свеклы, зеленый лук, крапива, базилик, эстрагон, сельдерей. Ну и дальше все, что растет в ваших краях. Надо ли рассказывать, как это вкусно?

 

 

 

Орудия Страстей

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса, вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:

Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.

Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назарей, Царь Иудейский», написанными по указанию Пилата.

• Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.

• Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.

Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.

Копье Лонгина, которым пронзили подреберье Иисуса.

• Лестница, с помощью которой сняли тело мертвого Иисуса с Креста.

• Клещи, которыми вынимали гвозди.