Музей для миллионера
- Category: Коллекционеры
Музей для миллионера
В России частные музеи являются старейшим и наиболее распространенным до 1917 года типом музея. Они берут свое начало в частном коллекционировании, которое распространяется в России с начала XVIII века. Некоторые коллекционеры, осознавая важность своих коллекций для культуры страны, стремились сделать их доступными для обозрения и изучения. Например, «Русский музеум» П.П. Свиньина (1816 г., Санкт-Петербург) и Русский музей П.Ф. Карабанова (1840-е гг., Москва) были созданы с целью представить отечественных художников публике и тем самым содействовать развитию русского искусства. Развитие частного коллекционирования, расширение социального состава коллекционеров и круга собираемых памятников приводит в XIX веке к созданию целого ряда частных музеев в столицах и российской провинции. Например, музеи В.А. Плюшкина в Пскове, П.И. Щукина в Москве, М.К. Тенишевой в Смоленской губернии были посвящены русской старине. Созданы также первые частные художественные галереи: К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, В.А. Кокорева, И.Е. Цветкова в Москве, Ф.И. Прянишникова в Петербурге, И.К. Айвазовского в Феодосии, В.П. Сукачева в Иркутске и др. Были изданы каталоги собраний частных музеев, построены специальные здания для размещения коллекций. В конце XIX – начале XX вв., в связи с осознанием важности собранных коллекций, желанием обеспечить им оптимальные условия существования, гарантию сохранности, ряд владельцев частных музеев передали свои собрания в дар государству (городу, обществу) – И.К. Айвазовский, Ф.М. Плюшкин, братья Третьяковы, А.А. Бахрушин и др. После 1917 г. частные музеи прекратили свое существование или были национализированы; коллекции вошли в состав Государственного музейного фонда страны. В начале 90-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в Москве и Петербурге, но и в российской провинции – в Иркутске, Ярославле, Ельце. В основном это музеи, созданные на основе частных коллекций их владельцами. Уже стали широко известными музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге, Музей уникальных кукол Ю. Вишневской в Москве, палеонтологический музей И. Гребнева в Новосибирской области и др. Обширное собрание музея «Музыка и время», который представляет собой яркое явление в музейной жизни Ярославля, включает коллекцию музыкальных инструментов, часов, ярославских колоколов. Ряд частных музеев посвящены истории одного рода, народности и имеют этнографический характер (Музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл.), другие – какому-либо историческому событию или личности (Музей Г. Распутина в Тюменской обл., Музей дипломатического корпуса в Вологде). Традиционно считалось, что частный музей не может существовать без дотаций, однако представители некоторых российских частных музеев уверяют, что им удается себя окупать. При отсутствии поддержки со стороны государства многие частные музеи генерируют идеи для привлечения посетителей и активно улучшают эффективность управления. В результате за счет небольших, но интересных проектов энтузиастов сферу частных музеев могут осваивать состоятельные бизнесмены – владельцы серьезных коллекций антиквариата, предметов искусства и пр., а также меценаты. Точной статистики по количеству частных музеев в России нет. Если исходить из того, что всего музеев и музейных организаций в стране действует около 2500, то, по данным экспертов, грубые подсчеты показывают, что частных из них не более 10%. Причем то, что происходит с частными музеями в последние годы, нельзя назвать бумом, однако новые объекты постоянно появляются. Например, все больше появляется музеев «культуры повседневности». Так, только в Переславле-Залесском насчитывается около семи частных музеев, среди которых: Музей утюга, Музей чайника, Переславский железнодорожный музей (Музей паровозов), музеи денег, масок и пр. В свою очередь, в Ярославле действует Музей музыки и времени Джона Мостославского, а в Мышкине – Музей мыши. По оценкам, только в Москве насчитывалось около 200 частных музеев, в том числе Русский национальный музей, в коллекции которого имеются изделия фирмы Карла Фаберже, Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов и др. А такие экспонаты, как русская водка или валенки, стали основой для целого ряда музеев, среди них – Музей-библиотека русской водки Артура Соломонова в Угличе, Музей истории водки на территории Измайловского кремля в Москве, музей «Русские валенки», созданный председателем совета директоров промышленной группы «Горизонт» Виктором Тимощенко.
Почти все частные музеи испытывают одни и те же затруднения – все они сталкиваются с проблемой аренды или приобретения здания и непониманием со стороны властей. Всех сложностей можно избежать, если создатели музея готовы сами выкупить для него здание.
Также владельцам частных музеев придется решать более глобальную задачу: как сделать так, чтобы их детище не умерло вместе с ними. Этот путь в свое время прошли коллекционеры в США: все значимые американские музеи, включая «Метрополитен» и МоМА в Нью-Йорке, можно отнести к частным. Американские музеи – это, как правило, своего рода трасты и фонды. Крупные меценаты и обычные жертвователи вкладывают в них свои коллекции и деньги, позволяющие поддерживать музей. А вся прибыль идет на покрытие расходов по содержанию музея, на приобретение новых предметов искусства, поддержание музейной и научной работы.
Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, т.е. сохранять или менять свою принадлежность. В действующем музейном законодательстве РФ понятие «частный музей» отсутствует. Хотя, начиная с 1990-х гг., частные музеи действуют во всех регионах страны. Во многих странах мира (в том числе и в России до 1917 г.) это старейшая и наиболее распространенная форма музейных учреждений.
10 частных музеев России
Частный музей русской иконы
Музей создан предпринимателем, меценатом и коллекционером Михаилом Абрамовым в 2006 году. Коллекция насчитывает около 4 тысяч памятников древнерусского и восточного христианского искусства. Среди них около 600 икон. От византийских древностей шестого века до уникальных «архитектурных» образов с русского Севера. К числу наиболее ценных экспонатов музея относятся подписная икона Богоматери Одигитрии, выполненная Симоном Ушаковым, икона Святого Николая Мирликийского XIV века и греческий иконостас конца XVII века. Многие из этих «больших и малых» шедевров уже успели побывать на выставках в ведущих музеях мира. Теперь они объединятся в рамках постоянной общедоступной экспозиции. Новые перспективы получит и научная деятельность, осуществляемая в сотрудничестве с Третьяковской галереей и Русским музеем. Абрамов уверен, что«именно икона – а не прославленные шедевры русской живописи – сыграла свою историческую роль в понимании России Западом». Однако, по его убеждению, «раскрыться во всей глубине своего содержания и высоте художественного таланта икона может лишь у себя на Родине». Помещение музея – два особняка на Гончарной улице, объединенные в одно здание. Общая площадь музея в результате составила 2500 квадратных метров. Частное собрание музея русских икон – не самое большое в мире, однако единственное, увидеть которое может любой желающий. Ни один из экспонатов никогда не будет выставлен на аукцион, обещает основатель Фонда «Частный музей русской иконы» коллекционер Абрамов.
Музей продукции Apple
Инженер-конструктор Андрей Антонов 15 лет собирал компьютеры и гаджеты Apple по развалам, рынкам и интернет-аукционам – теперь все его находки бесплатно выставлены в музее. Вначале Антонов собирал только компьютеры, но постепенно в коллекции появились книги, журналы, различные гаджеты и аксессуары вроде сумки-холодильника со встроенным радио или очков со стеклами в виде радужных яблок – таких выпустили всего 30 штук.
Музей истории Apple разместился в старинном особняке недалеко от метро «Таганская», большинство экспонатов относится к периоду с 1977 по 1998 год, который охватывает и первый взлет Стива Джобса, и его второе пришествие в компанию. Самый древний экспонат – первый серийный компьютер компании Apple II, выпущенный в 1977 году. Здесь есть и портативная версия той же модели «С», и Lisa II, названная в честь дочери Джобса. Еще в коллекции старые мыши, дисководы, графические планшеты и даже цифровые камеры и игровые приставки, которые одно время пыталась выпускать компания. Почти всё – в рабочем состоянии.
Музей Эрарта
Самый крупный частный музей современного искусства в России. Музейная коллекция насчитывает около 2000 работ более чем 140 художников - это живопись, графика, скульптура и инсталляции. Помимо музея, в состав проекта входят галереи, в которых можно приобрести произведения искусства, и мастерская, где можно заказать копии картин из коллекции Эрарты. Кроме того, Эрарта - это издательские и образовательные программы, а также различные культурные мероприятия.
«Novy museum»
Музей создается на основе частной коллекции уроженца Цхинвала Аслана Чехоева и на его средства. Не будучи олигархом, Чехоев вложил в этот проект буквально всё – и средства, и энергию, и время. В результате получилось музейное пространство, оборудованное по последнему слову техники. Здесь и система поддержания температурно-влажностного режима, и акцентный свет, и подвижные модули, позволяющие менять геометрию выставочного пространства. Первые картины Чехоев приобрел более двадцати лет назад, будучи совсем молодым человеком. Затем, в период работы в Москве, а потом и в Петербурге, сложились его представления о современном художественном процессе, уточнились коллекционерские приоритеты. Коллекция музея пополняется не только в мастерских художников, не только в галереях, но и на аукционах, включая самые известные - лондонские Sotheby's, Christie's,MacDougall`s. В экспозиции – произведения классиков нонконформистского искусства советского периода и современное российское искусство (АЕС+Ф, Кулик, А. Осмоловский, Л. Ротарь, Д. Гутов, А. Беляев-Гинтовт, В. Пушницкий, Г. Майофис).
«Коломенская пастила. Музей исчезнувшего вкуса» Изначально о том, что можно создать музей пастилы, его будущие директора и владельцы Наталья Никитина и Елена Дмитриева даже не думали. Последнее производство пастилы в Коломне – одном из городов-лидеров этой индустрии в России XIX века – официально закрылось в 1916 г., а все рецепты были утрачены. Неожиданным толчком послужил европейский чемпионат по конькобежному спорту, полуфинал которого в 2008 г. проходил в Коломне. Тогда Наталья Никитина и Елена Дмитриева занимались организацией культурной программы мероприятия и искали что-то самобытное и характерное именно для позиционирования Коломны. В итоге они решили материализовать пастильницу из романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом». После того как несколько фабрик отказались принять заказ на изготовление пастилы, Никитиной и Дмитриевой ничего не оставалось, как самим осваивать старинные рецепты. Спустя три месяца пастила получилась, а затем появился и проект музея: его основатели собрали по библиотекам 50 рецептов лакомства. Чтобы избежать имущественных сложностей, создательницы Музея пастилы решили обратиться за помощью в частные фонды. Они подали заявку на грант Фонда Владимира Потанина и, выиграв, получили от него 700 000 руб. Дальше музей захотел расшириться и присмотрел для этого расположенное неподалеку полуразрушенное здание пастильной фабрики купца Чубрикова. На ее базе было решено наладить производство. Под проект создатели музея получили беспроцентныйбеззалоговый кредит от фонда «Наше будущее» Вагита Алекперова на сумму около 3 млн руб. Музей не похож на большинство классических государственных музеев. Гостей встречают экскурсоводы в нарядах XIX века, которые сначала рассказывают об истории пастилы, а затем приглашают на дегустацию продукта. В музейном магазине можно приобрести коробку пастилы на основе мяты, лимона и хмеля или два вида любимой пастилы Федора Достоевского, активно скупаемой западными туристами. Пастила небольшими партиями уже продается в магазинах в Москве. В дальнейшем Наталья Никитина не исключает возможности открытия бутика с пастилой где-нибудь в Европе. Если не брать в расчет грантовые программы, Музей пастилы является рентабельным. Спустя год после старта музей вышел «в ноль», расплатился со всеми долгами и теперь реинвестирует доходы в производство.
Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов
За 40 лет члены семьи энтузиастов Ломаковых собрали уникальную коллекцию – 120 исторических автомобилей и мотоциклов. Это первый частный автомузей в России. Почти 14 лет обивал Дмитрий Ломаков пороги чиновников, выпрашивая участок под строительство музея. Тем временем о его коллекции активно писала западная пресса, и когда Юрий Лужков, будучи тогда мэром Москвы, в 1995 г. приехал в США, журналисты поинтересовались у него судьбой коллекции, о которой градоначальник на тот момент ничего не знал. В итоге дело сдвинулось с мертвой точки, правда, музей удалось зарегистрировать только в 1999-м, а через год столичные власти выдали коллекционеру гектар земли в Люблино. Строительство музейных помещений Дмитрий Ломаков закончил в 2004 г. Автомобили из коллекции снимались в более 90 кинофильмах: «Бархатный сезон», «Операция «Кооперация», «Мы из джаза!», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и др. Сдача в аренду автомобилей – основная статья доходов музея.
Музея утюга и Музей чайников в Переславле-Залесском
История музея началось в 1999 году, когда его создатель Андрей Воробьев приобрел в Переславле-Залесском двухэтажный дом XIX века. Здание для второго музея в городе – Музея чайника – Андрей Воробьев купил в 2003 г. в равных долях со своим компаньоном Дмитрием Никишиным. Помощи от местных властей Воробьев никогда не ждал, однако отмечает, что их отношение к частным музеям постепенно меняется. «Если раньше они просто поворачивались спиной, то сейчас с ними можно на эту тему разговаривать, они прислушиваются к каким-то вещам.» В коллекции музея около двухсот утюгов, изготовленных в России, Германии, Польше в ХVII–ХХ веках. Различны принципы их работы, отличаются утюги и по весу – от 10 граммов до 10 килограммов.
Фонд Владимира Потанина
Системную работу как с государственными, так и с частными музеями в России ведет в основном Фонд
Владимира Потанина. При этом гранты выделяются на конкурсной основе и под конкретные проекты. «Идея нашей программы в том, что музей должен быть не кладбищем, а местом, где людям интересно, максимально открытым для публики, а также обязательно прекрасно представлять свои целевые группы, понимать, для кого он работает», – поясняет заместитель директора фонда Наталья Самойленко. Кроме того, фонд организует различные обучающие программы для музейщиков на основе зарубежного опыта. «Пусть музеи во всем мире не могут быть самоокупаемыми, однако везде они научились зарабатывать. Европейский опыт показывает, что на музейный магазин и кафе может приходиться в среднем от 15 до 42% в общей структуре доходов музея», – рассуждает директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры Инна Прилежаева. – Частные музеи первыми начинают работать в рыночной логике и держат руку на пульсе, тогда как государственным сложнее перестроить систему своей деятельности».
Музей уникальных кукол
Однажды театральная художница Юлия Вишневская нашла в прабабушкином сундуке старую фарфоровую куклу. Затем она «начала искать кукле подружек» – так и составилась коллекция, ныне
насчитывающая около 300 экспонатов. В коллекции представлены российские, французские, немецкие, английские, голландские и японские куклы. Некоторые экспонаты имеют возраст порядка
400 лет. В кукольном царстве все настоящее – кукольная посуда, сделанная на обычных фарфоровых заводах, и маленькие швейные машинки, произведенные фирмой Zinger, железные утюжки, кукольные будуары, зонтики, сумки – все, что составляет быт человека.
В 2005 году помощь музею оказала компания «Ферро-строй», построив для него небольшой особняк на Покровке площадью 120,5 квадратных метров. По мнению экспертов, подобный особняк в те времена мог стоить до миллиона долларов. Музей – некоммерческая организация, постоянный участник благотворительных акций. В 2000 году, к примеру, совместно с ОРТ и Министерством здравоохранения музей осуществил проект «Кукла от звезды», который завершился выставкой и благотворительным аукционом. Музей уникален не только своими раритетами, но и тем, что вход туда совершенно бесплатный – денег просят только за фотосъемку и проведение экскурсий. Около 10 лет Юлия Вишневская являлась супругой Владислава Суркова. Сегодня она постоянно живет в Лондоне.
Музеи Вексельберга
По мнению главы ГК «Ренова», функцию содержания коллекции он самостоятельно выполнит намного лучше, чем государство. В результате его компания «Связь времен» создает сеть частных музеев в России. Культурно-исторический фонд «Связь времен» основан Вексельбергом в 2004 году после того, как была куплена коллекция предметов Фаберже. В настоящее время коллекция фонда
насчитывает более 4 000 предметов русского декоративно-прикладного искусства. Уже в 2012 г. будет открыт музей в Санкт-Петербурге: три с половиной года «Связь времен» занимается реставрацией Шуваловского дворца, взятого в аренду под музей на максимально возможный срок в 49 лет. Объем инвестиций в реконструкцию и создание музея оценивается в $40-45 млн. Следующим, более амбициозным, проектом станет музей в Москве. Фонд построит его с нуля – идея состоит в том, чтобы возвести здание с учетом последних музейных технологий. Этот музей ориентировочно должен открыться в 2015 г., и именно в нем поселится знаменитая коллекция Фаберже. В свою очередь, в Петербурге фонд разместит другие коллекции Вексельберга – собрание русской эмали, русского серебра, золотых подносных коробок. Следующим в «цепочке» должен стать музей в Екатеринбурге. При этом во всех музейных проектах главы ГК «Ренова» смогут выставляться коллекционеры, не имеющие возможности создать свой музей.
«Мне говорят так: если уж ты вернул коллекцию в Россию, ну отдай ее в Пушкинский музей или в Эрмитаж, у нас давно существует очень много приличных музеев, лучших в мире, Кремль, например. Знаете, у меня другая на этот счет принципиальная позиция. Безусловно, можно привезти какое-то культурное изделие и отдать его какому-то музею, но у меня
идея собирательства и частного (частного, подчеркиваю) музея наполнена другим смыслом». Виктор Вексельберг.
Михаил Прохоров в период своей президентской компании заявил, что Кремль должен стать постоянно действующим музеем, который будет открыт для всех желающих в любое время. «Ведь Кремль – это историческое сердце страны, которое от своей страны уже почти 80 лет прочно закрыто забором и ФСО», – считает миллиардер.