Читать журнал On-line

cover-1 result

Бал мечты

4 декабря 2014 г., в Большом Петровском зале гостиницы «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ» состоится благотворительный танцевальный вечер «Бал Мечты».

Мероприятие проводится по инициативе Благотворительного Фонда «С Днем рождения!», совместно с Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках, компаниями «Академсервис», «Интерконнект», «Спин-Мьюзик» и центром социального обслуживания округа «Басманный».

Все средства, вырученные в ходе проведения бала, будут направлены на реабилитацию детей-инвалидов - подопечных фонда; поддержку работы клуба для мам детей – инвалидов, а также на помощь в развитии и адаптации детей из детских домов, курируемых фондом, новогодние мероприятия и детские подарки.

На вечер приглашены представители городской администрации, посольств, консульств, национальных культурных центров города Москвы.

Афиша

svvetskiye-sobytiya

Сокровища Элия Белютина остались в России

Ely-Belutin-collection-smallУникальная частная коллекция произведений искусства стоимостью 2 млрд долларов в течение 150 лет собиралась несколькими поколениями семьи известного художника Элия Белютина. В коллекцию входят полотна Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана, Эль Греко, Рубенса, Ван Дейка и Веласкеса. Три государства, Польша, Литва и Россия, с переменным успехом вели дипломатические войны за право обладать бесценными картинами. И вот, кажется, наследник определился.

Ely-Belutin-collection-1

Начало собранию картин было положено в 1870-х годах. Дед Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринёв, исполнитель декораций в Большом и Малом театрах, получал большие деньги и ездил в Западную Европу на аукционы, где занимался приобретениями. Он собирался создать частный музей. С этой целью в 1904 году даже построил дом-музей на семь залов для своей коллекции во 2-м Красносельском переулке (снесен). Однако в связи с Октябрьской революцией 1917 года осуществить свои планы Гринёв не успел. Чтобы сохранить ценности, в 1919 году он спрятал коллекцию на чердаке. «Пригласили Алексея Рыбникова, вчерашнего студента, который только еще начинал карьеру реставратора, и все полотна были намотаны на валы. Были убраны рамы, скульптуры, и все это спрятано на чердаке дома. Сверху покрыли рогожами и насыпали строительный мусор». В 1919 году Гринёв скончался от сыпного тифа, завещав жене коллекцию сохранить, если не будет крайней нужды. Коллекция пролежала нетронутой на чердаке до 1949 года. Вдова прожила всю жизнь, не продав ни единой вещи, и скончалась в 98-летнем возрасте. После Гринёва осталась вдова, урожденная княжна Мария Курбатова, бывшая почти на сорок лет его моложе. Гринёв женился на Марии, бывшей уже «старой девой», в 1905 году 73-летним. После смерти коллекционера его дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи, ставшего в России Михаилом Белютиным. Когда у молодой семьи родился сын, его по просьбе итальянского дедушки – известного оперного дирижера Паоло Коллекция картин Элия БелютинаСтефано – назвали Элигием (сокращенно – Элием). В благодарность за внука дирижер прислал в Москву полотно «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» кисти Джованни Батиста. Михаил Белютин продолжил пополнять коллекцию тестя, скупая предметы искусства на аукционах, где распродавалось конфискованное из дворцов русских царей имущество. Так в коллекцию попали полотна Веронезе и Тициана. Семейную традицию продолжил и повзрослевший Элий Белютин, успевший к тому моменту повоевать на фронте, получить ранение и жениться на Нине Молевой, наследнице не менее богатого собрания ценностей. Коллекция Молевых, начатая дедом Нины, царским генералом, располагалась в их московском доме. Вскоре в этот дом была перевезена и бесценная коллекция Белютиных. Известно, что после войны собрание Белютина и Молевой пополнилось рядом уникальных полотен и других ценностей, источники которых, правда, так и остаются загадкой. Существуют данные о службе Белютина в контрразведке, где он в послевоенные годы якобы занимался перемещенными ценностями. Отсюда, полагают некоторые эксперты, и попали в его коллекцию работы Рембрандта и Тициана, которым позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Однако версия эта не имеет доказательств, как невозможно и подтвердить законность «перемещения» этих ценностей в частную коллекцию художника. После распада СССР московские власти не раз предлагали семье художника открыть свою галерею, чтобы сделать ее сокровищницу достоянием широкой публики. Белютин и Молева Ely-Belutin-collection-3вроде бы соглашались, даже обсуждали детали, встречались с чиновниками, выбирали помещение для экспозиции... но от идеи в итоге отказались. А коллекция осталась за закрытыми дверьми в старинной квартире на Арбате, в импровизированном музее, где художник лишь изредка и для избранных проводил экскурсии. В 1993 году коллекцию чуть не украли. Владельцы должны были уже улететь в Италию, «но с загранпаспортами вышла задержка, и они сидели дома и пили чай. И вдруг раздался страшный грохот, потолок стал лопаться. “Я помчалась наверх, там была коммуналка, позвонила (звонок не работал) и со всего маху ударила в дверь. Дверь открылась. В квартире – ни одной перегородки, пол весь поднят, в межэтажном перекрытии выпилены пять балок, около этой дыры стоит электрический подъемник с тросами и крюками, рядом – несколько человек в камуфляже, а на подоконнике лежит каталог нашей коллекции, изданный в Италии. Стало страшно”. Она кинулась звонить в соседние квартиры. Потом набрала номер Краснопресненского райсовета, которым тогда ведал Краснов. Он приехал через 15 минут, привез с собой начальника РУВД и районного прокурора. Людей в верхней квартире уже не было – кто бы рискнул их задерживать?» Существование в квартире стало авральным из-за того, что верхняя обрушенная квартира оставалась неотремонтированной. В последующие годы правительство Москвы, по словам Молевой, оказывало на нее с супругом давление, «шантажируя» ремонтом, правами собственности и передачей коллекции правительству Москвы. 27 февраля 2012 года Элий Белютин скончался. В августе бездетная вдова вступила в права наследования. И тут было сделано сенсационное заявление: художник завещал часть своей коллекции Польскому государству. Молева позже в интервью рассказывала: «Примерно через два месяца после смерти мужа мне позвонили из посольства Польши и предложили захоронить его прах в этой стране. Я очень удивилась, поскольку никогда о такой возможности не думала. Было и письмо от мэра Варшавы – он предлагал место для моего мужа на Аллее Славы. Начались уговоры: мол, Элий Михайлович столько натерпелся от России, что лучше бы вам перебраться на жительство в Польшу. Со всем своим имуществом, разумеется». По рассказу польского журналиста, наоборот, «сначала и меня, и наших дипломатов женщина принимала очень радушно. И говорила о желании перевезти картины в Польшу. Но в какой-то момент госпожа Молева заявила, что ни со мной, ни с дипломатами она больше дел иметь не желает. Почему, могу только строить версии. По моим данным, Белютин и Молева пытались наладить отношения с польской стороной еще с середины 90-х. Ходят слухи, что намерение передать коллекцию Польше даже выразил сам Белютин в своем завещании, хотя никто эту бумагу не видел. Если же говорить о фактах, точно известно одно: останки Белютина до сих пор не преданы земле. По моей гипотезе, Нина Молева желала, чтобы ее мужа похоронили в Варшаве, на Аллее Славы – там покоятся только самые известные поляки. Разумеется, такого разрешения ей никто не дал. Это и стало причиной разрыва. Насколько мне известно, в нашем МИДе принято решение более никаких переговоров с пани Молевой не вести».

Элия Белютина КоллекцияОтслеживающие эту историю польские и другие европейские СМИ в своих статьях называют Белютина и Молеву «семьей поляков», волею случая заброшенных в Россию. Однако это далеко не так. Элий Белютин ни разу не бывал в Польше. Туда ездила только его жена. В 2000 году после инаугурации Владимир Путин торжественно наградил Элия Белютина Орденом Почета. Позже, во время своего визита в Москву, президент Польши Александр Квасневский вручает Белютину свою награду – королевский крест Ордена Возрождения Польши. Таким же крестом была награждена и Нина Молева, но на этот раз вручение проходило в Варшаве. Параллельно на коллекцию начала притязать и третья сторона – литовская. Как сообщают СМИ, Альгирдас Бразаускас, бывший в то время президентом Литвы, лично пришел в квартиру коллекционеров и протянул им два свежих литовских паспорта. В обмен на коллекцию Бразаускас предложил Белютину и Молевой гражданство и квартиру в Вильнюсе. Варшаву ожидала и еще одна сложность: по российским законам, на такого рода дарственные налагается 30-процентный налог. Если оценщики подтвердят стоимость коллекции в пределах 1,5–2 млрд долларов, то полякам пришлось бы выплатить в российский бюджет от 450 до 600 млн долларов. Очевидно, зная это, польская сторона попытается занизить стоимость предметов искусства. Некоторые эксперты опасались, что если дипломаты двух стран не придут к компромиссу, коллекция будет вывезена за пределы Российской Федерации тайком, при помощи польских спецслужб. И тогда Россия лишится не только уникальных произведений искусства, но и многомиллионных поступлений в бюджет. Однако в начале февраля 2013 года было объявлено, что Молева передала коллекцию России (с 1 апреля 2013 года). За несколько недель до этого в квартире побывали высокопоставленные чиновники из Кремля, которые сообщили Молевой, что ее желание «передать коллекцию государству в лице ее президента» удовлетворено. Распоряжение подписано Путиным. Условие – коллекцию сохранять в целостности. Росимущество подыскивает различные варианты размещения коллекции в приспособленном отдельно стоящем помещении. У подъезда дома, где живет Нина Молева, теперь круглосуточно дежурит полиция.

Коллекция Элия Белютина Коллекция насчитывает около 1 тыс. предметов, из них примерно 200 полотен.

  • Микеланджело, «Голова фавна»
  • Рубенс, «Вакханалия» (эскиз к полотну в ГМИИ), «Сусанна и старцы»
  • Леонардо да Винчи и Бернардино деи Конти «Мадонна с книгой»
  • Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина»
  • Донателло, бюст члена рода Медичи
  • Эль Греко
  • Пуссен
  • Йорданс, «Вакх»
  • Мурильо
  • Ван Дейк, «Портрет Сусанны Фоурмен», сестры жены Рубенса
  • Веронезе
  • Рембрандт, «Продажа права первородства»
  • Веласкес, «Мужской портрет»
  • Доссо Досси, «Отдыхающая Венера»

Мебель: из Версаля, стол Саввы Тимофеевича Морозова