«Русский, который не торгуется”
- Category: Коллекционеры
О суммах, которые тратил на произведения искусства Иван Морозов, ни один из европейских собирателей, а тем более западных музеев, не мог даже и помыслить. Человек уравновешенный, он позволял себе безумства только по отношению к своему собранию. Он мог ежегодно тратить на покупки картин невероятные суммы – 200–300 тысяч франков. Известно, во сколько ему обошлась западная часть коллекции: 1 410 665 франков. Имена Сергея Щукина и Ивана Морозова должны быть выбиты золотыми буквами на стенах музеев, «освоивших» их наследство и с гордостью показывающих его миру.
Иван Абрамович Морозов родился в 1871 году в Москве и был вторым сыном потомственного почетного гражданина Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой).
Иван Абрамович Морозов – внук Абрама Саввича Морозова, правнук Саввы Васильевича Морозова (1770–1862) – основателя династии, создателя многочисленных фабрик. В 1872 году при очередном разделе имущества Морозовых бумагопрядильные фабрики в Твери переходят к Абраму и Давиду Абрамовичам. Директором основанного братьями «Товарищества Тверской мануфактуры» становится Абрам Абрамович Морозов – отец Ивана.
С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у пейзажиста-передвижника Егора Хруслова и Константина Коровина.
После окончания реального училища Иван Морозов поступает на химический факультет Высшей Политехнической школы в Цюрихе. Во время учебы в Швейцарии не прекращал свои занятия живописью, продолжать писать маслом, в первые годы факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении.
В 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию. Он поселяется в Твери и берет на себя руководство (директор-распорядитель) Тверскими фабриками, так как его братья – Михаил и Арсений – мало интересовались семейным делом. С 1904 по 1916 годы Ивану удалось умножить капитал предприятия втрое. Максимальную прибыль фабрики получили во время Первой мировой войны благодаря заказам на хлопчатобумажные ткани, полотно и сукно для русской армии.
Проживая в Твери, Морозов иногда приезжает в Москву к брату Михаилу, в доме которого, начиная с 1893–1894 годов, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.
В конце 1899 года Морозов перебирается в Москву. Покупает старинную дворянскую усадьбу на Пречистенке (улица Пречистенка, 21) у вдовы своего дяди Давида Абрамовича Морозова, уцелевшую после пожара 1812 года. Ведет светскую жизнь, посещает дом брата Михаила, сам устраивая званые вечера, на которых знакомится со многими литераторами, артистами и художниками. Под влиянием новых знакомых начинает интересоваться современной живописью и коллекционированием.
В 1900 году в Музее Художественного училища барона Штиглица проходит вторая выставка картин журнала «Мир искусства». Некоторые картины, представленные на этой выставке, были позже куплены Иваном Морозовым («Пушкин в Михайловском» Валентина Серова, «Купальщицы» Константина Сомова). Иван Морозов положил начало своей коллекции покупкой картин русских пейзажистов. В 1901 году в Петербурге в залах Академии художеств открывается выставка картин журнала «Мир искусства», в рамках который проводится посмертная выставка Исаака Левитана. Брат Михаил Морозов за 18 тысяч франков покупает «Интимную феерию» Поля Бенара и «Мужчину, срывающего плоды с дерева» Поля Гогена, а Иван Морозов – ТПХВ «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова. По другим данным, первой покупкой Ивана Морозова стало полотно Исаака Левитана.
В 1903 году Иван Абрамович покупает первый предмет западноевропейской живописи – холст Альфреда Сислея «Мороз в Лувесьенне» (1873, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) за 11,5 тысячи франков. В этом же году на средства, пожертвованные представителями семьи Морозовых, открывается Институт имени Морозовых на Девичьем поле для лечения страдающих опухолями (архитектор Роман Клейн). И.А. Морозов вместе с братом Михаилом внесли по 30 тыс. руб. Всего Морозовыми было внесено 150 тыс. руб. В настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена.
24 июля 1903 года у Ивана Морозова и Евдокии (Доси) Кладовщиковой, бывшей хористки ресторана «Яр», рождается дочь Евдокия.
В 1904 году Иван покупает у Дюран-Рюэля эскиз к портрету Жанны Самари за 25 тысяч франков. С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу, не пропускает ни одной значительной выставки – ни «Салона Независимых», ни «Осеннего Салона», покупая картины во время вернисажей, у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) (Амбруаза Воллара (1866–1939), Дюран-Рюеля, Друо, Бернхеймов, Конвейлера и т. д.), или же прямо в мастерских художников. Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советом консультантов, среди которых художники Валентин Серов, Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд.
Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своем особняке, перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева. Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени, Аристид Майоль, Пьер Боннар. Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию.
В 1906 году Иван Морозов одолжил несколько картин русских художников Сергею Дягилеву для выставки «Два века Русского искусства», организованной в парижском «Осеннем Салоне». Благодаря этому Иван Абрамович был выбран почетным членом Салона и получил Орден Почетного легиона. На этом салоне он знакомится с художником Морисом Дени, которому в 1907 году заказывает панно для концертного зала своего особняка.
27 июля 1907 года Иван Морозов венчается с Евдокией Кладовщиковой и уезжает в свадебное путешествие. Во время поездки в Париж Морозов приобретает впоследствии знаменитые полотна Поля Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», у Дюран-Рюэля за 50 тысяч франков две картины Моне – «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». чуть позже – одну из жемчужин своей коллекции – картину «Кафе в Арле». Начинает собирать Сезанна с покупки двух пейзажев с горой Святой Виктории, «Дороги в Понтуазе» и «Натюрморта с драпировкой».
Иван Морозов принимал участие в благотворительных акциях. Наряду с другими московскими капиталистами пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица), входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами Московского коммерческого института.
Весной 1908 года открывается выставка «Салон Золотого руна», на которой Иван Морозов покупает за три тысячи рублей (семь тысяч франков) «Ночное кафе в Арле» Ван Гога. В этом же году на «Осеннем салоне» Морис Дени показывает панно на тему «История Психеи», написанные для морозовского особняка, а Матисс выставляет тридцать картин; Морозов за тысячу франков покупает «Сидящую женщину» Матисса. Сергей Щукин приводит Ивана Морозова в мастерскую Матисса.
На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным. Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи. За триптих «Вид из окна. Танжер.», «Вход в Казба» и «Зора на террасе» Морозов заплатил 24 тыс. франков. Из работ Пикассо в морозовском собрании были три полотна, из них – «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре». У Воллара за 300 франков Иван Морозов покупает «Странствующих гимнастов» Пикассо.
В 1908 году Иван Абрамович был избран председателем правления только что образованного Мугреевско-Спировского лесопромышленного товарищества. Позже входил в число учредителей Российского акционерного общества «Коксобензол», а также «Московского банка» братьев Рябушинских.
Однако основной страстью Ивана Морозова остается коллекционирование предметов искусства. За десять лет Морозов купил почти 600 картин и 30 скульптур (половину составляла русская часть). Всего лишь за 1907 и 1908 годы он приобрел более 60 картин.
Советский искусствовед Борис Николаевич Терновец писал, что после 1908 года “вкусы И.А. Морозова приобретают устойчивость и определенность, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И.А. Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры; можно утверждать, что в эти годы, пересеченные войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью.
Весной 1912 года в журнале «Аполлон» опубликована статья Сергея Маковского о собрании Ивана Морозова и помещен полный каталог коллекции западной живописи, сопровожденный множеством репродукций. Иван Морозов покупает у Воллара за 35 тысяч франков долгожданный «Голубой пейзаж» Сезанна и заказывает Боннару два новых панно для лестницы. Осенью в Москву прибывает «Марокканский триптих», написанный Матиссом для Ивана Морозова за 24 тысячи франков. Лео и Гертруда Стайн распродают свою коллекцию картин. «Девочку на шаре» Пикассо покупает Иван Морозов за 13 тысяч франков.
После Первой мировой войны коллекция Морозова включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи. Морозов был обладателем целой серии картин Винсента Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле», «Хижины» и др.), владел лучшими произведениями Ренуара («Купание на Сене», «Портрет актрисы Жанны Самари» и др.), в собрании Морозова было 17 картин Поля Сезанна («Цветы в вазе», «Гора св. Виктория» и др.). Русская художественная школа в коллекции Морозова была представлена более чем 100 полотнами Михаила Врубеля, Александра Головина, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Константина. Сомова и других художников.
Весной 1915 года в художественном салоне Клавдии Михайловой в Москве проходит выставка «1915 год», Иван Морозов покупает на выставке «Парикмахерскую» Марка Шагала и позднее приобретает еще три работы Шагала: «Домик в Витебске» («Дом в местечке Лиозно»), «Вид из моего окна в Витебске», «Давид с мандолиной».
На свое увлечение Иван Морозов тратит огромные суммы, которые он мог себе позволить благодаря доходам, приносимым Морозовской мануфактурой в Твери. Ежегодно на покупку картин уходит 200–300 тысяч франков. Известно, что вся западная часть коллекции обошлась ему в 1 410 665 франков. История запомнила фразу Воллара: «русский, который не торгуется».
Морозов, как и Щукин, намеревался подарить свое собрание Москве. В 1911 году Александр Бенуа, зная о подобном решении, в статье «Московские впечатления» отмечал, что когда собрания С.И. Щукина и И.А. Морозова перейдут в собственность Москвы, общество «приобретет умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству».
3 января 1917 года страховая стоимость коллекции И.А. Морозова определена в 560 тысяч рублей.
4 сентября 1917 года скончалась мать Ивана Абрамовича – Варвара Алексеевна Морозова. Согласно завещанию принадлежащие ей паи (3,5 миллиона) продаются и на вырученные деньги приобретаются государственные процентные бумаги, которые кладутся в Государственный банк под проценты. Проценты «Товарищество Тверской мануфактуры» обязано «употребить на улучшение жилья рабочих на фабрике, на постройку для них домов и спален».
25 июня 1918 года Иван Абрамович Морозов за 60 тысяч рублей покупает последнюю картину – «Ночь с костром у реки» К.А. Коровина (местонахождение картины до сих пор неизвестно).
Октябрьская революция изменила планы Морозова. 28 июня 1918 года выходит декрет о национализации крупной промышленности – «Товарищество Тверской мануфактуры» национализировано. В декабре вступает в силу декрет о конфискации доходных домов и передаче учреждениям особняков – первый этаж особняка И.А. Морозова отдан под общежитие Военного округа. Декретом от 19 декабря (по другим данным, 30 декабря) 1918 года Морозовская коллекция (вместе с коллекциями Алексея Викуловича Морозова и Ильи Семеновича Остроухова) была национализирована.
11 апреля 1919 года морозовское собрание получает наименование «Второй музей новой западной живописи» (Щукинская коллекция составила «Первый музей»), а сам бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции (хранителем назначен Борис Терновец) и в течение нескольких месяцев исполнял эту должность, сопровождая посетителей по залам музея. 14 апреля 1919 года комендант принадлежащего некогда Ивану Абрамовичу особняка предписывает семье Морозовых срочно переехать в выделенные им три комнаты на первом этаже.
В конце апреля – начале мая 1919 года Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию. Вначале они обосновались в Парижской гостинице “Мажестик”, а потом – в квартире на сквере Тьэр, 4 в 16-м квартале.
В это время в Москве 1 мая 1919 года «Второй музей новой западной живописи» (бывшее собрание И.А. Морозова) открывается для публики.
В конце 1920 года семья Морозовых посещает Лондон, где в банке хранятся средства, принадлежавшие «Товариществу Тверской мануфактуры».
18 апреля 1921 года Иван Морозов заверяет у адвоката духовное завещание, отписывая все движимое и недвижимое имущество жене.
Иван Абрамович Морозов умер от острой сердечной недостаточности 22 июля 1921 года в 11 часов утра по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение. Тело перевозят в закрытом гробу, похороны назначены на 26 июля. Гроб с телом прибывает в Берлин, затем в Женеву. Место погребения Ивана Абрамовича Морозова неизвестно.
О кончине И.А. Морозова сообщают парижские газеты «Общее дело» и «Последние новости, и берлинская «Руль». Б.Н. Терновец печатает некролог в рубрике «Собиратели и антиквары прошлого» в ноябрьском номере журнала «Среди коллекционеров», где ошибочно указывает месяц смерти июнь (вместо июля).
Существует сайт живущих во Франции прямых наследников Щукина и Морозова http://www.morozov-shchukin.com , в галерее которого представлены почти все шедевры, входившие в собрания великих коллекционеров. Наследниками коллекции сейчас объявляют себя внук Щукина Андре-Марк Деллок-Фуко и правнук Морозова Пьер Коновалофф. Большевики после революции 1917 года узаконили кражу чужого имущества в особо крупных размерах постыдным актом, на который продолжают ссылаться и нынешние чиновники.
Щукин, по первому завещанию 1907 года, велел передать коллекцию Третьяковской галерее и лишь в 1926 году, поняв все про «новую власть», изменил завещание. Его коллекция еще до национализации была открыта в его собственном доме для посещения, для людей, то есть фактически жила уже в музейном режиме. Внук Щукина Андре-Марк передал уже постсоветской России последние работы, приобретенные дедом уже в эмиграции. Не продал, заметьте, а передал, будучи при этом человеком весьма скромного достатка. За что был удостоен... постоянным пропуском в Пушкинский музей. Этим благодарность ограничилась.
Продавая на Запад картины из собраний Щукина и Морозова, большевики в 20-е и 30-е закрывали дефицит бюджета. То есть бреши в экономике и недостаток средств компенсировался с легкостью за счет продажи «народного достояния». 4 картины (2 и 2) из коллекций Морозова и Щукина были проданы американскому бизнесмену Стивену Кларку. Кларк, отлично понимая, что скупает, в сущности, краденое, всю жизнь тщательно оберегал тайну своей покупки и если и выставлял работы, то анонимно. По завещанию 3 работы были отданы в музей «Метрополитен», а «Ночное кафе» ван Гога из морозовской коллекции – в художественную галерею Йельского университета. Предварительная оценка этой картины сегодня – 200 миллионов долларов.
Во время Второй мировой войны все музейные коллекции были эвакуированы в Новосибирск, а по возвращении в Москву долго оставались в ящиках нераспакованными. Подходил 1948 год, самый трагический для советского искусства и культуры. Началась борьба против «космополитизма» и всех проявлений формализма, в том числе живописи импрессионизма. Только благодаря счастливой случайности проект Музейного Отдела Комитета по делам искусств разбросать картины по провинциальным музеям (а некоторые и вовсе уничтожить), не был осуществлен. Музей Нового западного искусства в 1948 году был ликвидирован, но его коллекция сохранилась и была поделена (без какого художественного либо иного принципа) между Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Эрмитажем.
Долгое время, Щукинская и Морозовская коллекции не были доступны публике. Пришлось дожидаться больших выставок французской живописи в Москве в 1955 и в Ленинграде в 1956 году, чтобы часть картин оказалась в постоянной экспозиции. В середине 60-х годов появилась возможно видеть эти коллекции почти полностью, хотя и без указания имени бывших владельцев, благодаря которым Россия сделалась обладательницей этих сокровищ современного искусства.
По оценкам аукционного дома Sotheby's, стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд долларов США.
Иван Абрамович Морозов (27 ноября (11 декабря) 1871 года, Москва, Российская империя – 22 июля 1921 года, Карлсбад, Чехословакия) – московский предприниматель, купец – директор-распорядитель Тверской мануфактуры (1892–1900 годы), директор правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества (Ковров), член Совета Московского купеческого банка, член Московского биржевого комитета, председатель Московского купеческого собрания (1898–1899 годы), выборный Московского биржевого общества, член Российского общества химической промышленности («Руссокраска» с 1914 года), один из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства («Коксобензол» с 1915); меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; благотворитель – член Совета 1-го Тверского попечительства о бедных, член попечительского совета Комиссаровского технического училища и Московского коммерческого института, а также общества вспомоществования студентам Высшего Технического училища. Старовер, перешедший в православие. Принадлежит к купеческой династии Морозовых.
Гордостью ГМИИ является исключительное по художественному качеству собрание живописи мастеров французского импрессионизма и постимпрессионизма. Основу и лучшую часть этого собрания составляют картины, конфискованные большевиками у великих коллекционеров шедевров искусства Сергея Щукина и Ивана Морозова.
К наиболее известным полотнам импрессионистов в коллекции ГМИИ можно отнести работы Моне «Бульвар Капуцинок», «Руанский собор», «Сирень на солнце» и «Стог сена»; Ренуара «Девушка в черном», «Портрет Жанны Самари», «Купание на Сене», «В саду. Мулен де ла Галетт» и «Обнаженная»; Писарро «Вспаханная земля»; Сислея «Опушка леса в Фонтенбло»; Дега «Голубые танцовщицы».
Брендовый ряд полотен постимпрессионистов в ГМИИ состоит из работ Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», «Равнина у горы св. Виктории» и «Персики и груши»; Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле», «Пейзаж в Овере. После дождя» и «Портрет доктора Рея»; Поля Гогена «Кафе в Арле» и «Сбор плодов».
Этот перечень полотен очень ограничен, на самом деле количество полотен импрессионистов и постимпрессионистов в ГМИИ – более 500. В щукинской коллекции насчитывалось 16 полотен Гогена, 13 – Моне, 8 – Сезанна, а также работы Дега, Ван Гога, Дерена, Марке, Руссо, Ренуара, Ван Донгена, Вламинка, Уистлера и других мастеров – всего 256 картин.