Читать журнал On-line

cover-1 result

Бал мечты

4 декабря 2014 г., в Большом Петровском зале гостиницы «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ» состоится благотворительный танцевальный вечер «Бал Мечты».

Мероприятие проводится по инициативе Благотворительного Фонда «С Днем рождения!», совместно с Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках, компаниями «Академсервис», «Интерконнект», «Спин-Мьюзик» и центром социального обслуживания округа «Басманный».

Все средства, вырученные в ходе проведения бала, будут направлены на реабилитацию детей-инвалидов - подопечных фонда; поддержку работы клуба для мам детей – инвалидов, а также на помощь в развитии и адаптации детей из детских домов, курируемых фондом, новогодние мероприятия и детские подарки.

На вечер приглашены представители городской администрации, посольств, консульств, национальных культурных центров города Москвы.

Афиша

svvetskiye-sobytiya

«Арт-киллер»

artdiler О том, кто такой арт-дилер, стоит ли доверять экспертам, чем российские коллекционеры отличаются от западных, и когда запорожец Путина станет антиквариатом.

С чего начинается путь коллекционера?
Для начала человек должен четко понять, что он хочет коллекционировать. Каких-либо практических руководств, которые могли бы ему помочь самостоятельно ориентироваться в этой сфере, нет. Поэтому ему понадобится куратор коллекции. На Западе эту функцию, как правило, выполняет арт-дилер. В России это может быть продавец антикварного магазина или музейный работник, который помимо роли куратора может выступать в роли эксперта. По своему опыту могу сказать, что основная функция арт-дилера – мониторить рынок, отслеживать предметы, интересные его клиенту, давать рекомендации, есть ли экономический смысл приобретать тот или иной экспонат.
Коллекционирование – это сложный механизм, а коллекция – финансовый инструмент. Да, конечно, есть люди, которые коллекционируют, как они говорят, для души. Но для большинства в этом деле главное – финансовая сторона. К тому же это некий входной билет в закрытый клуб. Когда у человека есть дорогая, хорошая коллекция, его статус в определенных кругах, безусловно, повышается.

artdiler2А если солидный олигарх коллекционирует, например, этикетки от пива?
Есть понятие «увлечение», есть понятие «коллекционирование». Есть классические формы коллекционирования – бронза, нумизматика, картины, графика, букинистика, декоративно-прикладное искусство, серебро, ювелирка и дензнаки. А в коллекционировании пробок от пивных бутылок – я как-то… я не говорю, что это плохо, но меня как арт-дилера это мало интересует. Если говорить о богатой лиге, то там этим чудачат, а не коллекционируют. Не представляю, чтобы Ви́ктор Фе́ликсович Вексельбе́рг после своей выставки яиц Фаберже выставил вдруг коллекцию из наклеек пива «Балтика», «Сокол»... Нет аукционов Christie’s, чтобы топ-лотом была этикетка от пивной бутылки. Может, в 2150 году и будет, не раньше. Есть общепризнанные характеристики, что такое серьезная коллекция. К примеру, мерседес индивидуальной сборки под конкретного человека может быть предметом гордости. А если какой-то миллионер закажет себе Ладу-Калину в индивидуальном исполнении, это вызовет у людей только улыбку на лице, они скажут: «Да, чудит Коля, у богатых свои причуды».

К примеру, запорожец Путина – это антиквариат или еще нет?
Пока это просто раритет, принадлежащий историческому лицу. Как ни крути, а Путин – это уже историческое лицо.

Что такое тогда «антиквариат»?
«Антиквариат» – формулировка законодательная. Это любой предмет материальной культуры с возрастом свыше 50 лет. Это формулировка с точки зрения буквы закона. Но, как сказал один мой товарищ, «Не надо путать антиквариат и старый хлам». Здесь есть тонкая грань.

Основной критерий – цена?

Не сказал бы. Иногда и хорошую вещь можно купить за 3 копейки. Основной критерий не цена, а ценность.

Вы аккумулируете всю информацию об антикварном рынке?

Ее не надо даже аккумулировать, достаточно знать, где ее можно найти. Благодаря Интернету, ведущим аукционам, которые ведут свои собственные архивы, к которым ты можешь получить доступ.

Если у коллекционера есть опытный арт-дилер, он ведь все равно не застрахован от неудачных приобретений, подделок?
Разумеется. Гарантией является экспертиза. Если вещь очень дорогая, мы можем сделать перекрестную экспертизу. Но не стоит забывать о том, что никто не может дать 100-процентную гарантию. Есть вопрос простого большинства и дорогостоящей технической экспертизы в ряде организаций, которым даже милиция и прокуратура доверяют.
Аукционам Christie’s и Sotheby's можно возвратить картину, если вы докажете, что это подделка.

Что-то не торопится аукционный дом Christie’s принять назад подделку, проданную Вексельбергу как подлинник Кустодиева…
Скорее, между ним и аукционистами возникло какое-то недопонимание личного характера. Это громкое дело выходит за рамки обычной, стандартной ситуации, тут тяжело судить. Вексельберг теперь должен доказать, что это фальшивка. На мой взгляд, он просто решил людей полечить и с ними посудиться. У меня была ситуация, когда я принес человеку замечательную вещь, на нее было 3 бумаги и цена весьма гуманная. Он купил ее, поехал к друзьям похвастаться. А они ему: да это ерунда! И он решил возвратить экспонат. Мнение эксперта считается мнением только тогда, когда оно написано на бумаге, оно может быть как положительным, так и отрицательным.

У нас в стране не очень любят читать бумаги, договора, скорее привыкли доверять просто близким людям, друзьям…

Не сказал бы. У нас любят читать договора, если речь идет о больших деньгах.

Российские коллекционеры отличаются от западных?
Конечно, с нашими коллекционерами есть небольшие сложности. У некоторых завышенное самомнение: я так считаю и все – хоть об стену разбейся. Я плачу – значит, я прав. Российский клиент, купив у тебя вещь за $50 тыс., думает, что осчастливил тебя, и ты ему теперь по гроб жизни обязан, хотя на самом деле все с точностью да наоборот. Иностранцы лучше знают цену антиквариату, легко расстаются и с гораздо более серьезными суммами. И еще тонкий нюанс – они приобретают вещь, а не заключают сделку. В России клиент покупает вещь плюс ощущение. Идет некий восточный процесс торга, общения, а на Западе есть вещь – есть клиент, и людям глубоко все равно, кто продавец, лишь бы юридически все было чисто. Говоря о культуре наших и зарубежных покупателей, можно провести аналогию с поведением в ресторане. Допустим, у нас в Москве человек постоянно ходит в дорогой ресторан, строит из себя важного гостя. И если он придет и для него не будет столика, он начинает звонить хозяину заведения и устраивать истерики. На Западе люди просто ходят в ресторан есть, и при отсутствии мест ведут себя адекватно, не требуют особого отношения только потому, что являются постоянными клиентами.
Я, например, стараюсь не связываться с публичными миллионерами из первой сотни Форбс. Как говорится, минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Я предпочитаю иметь дело, скажем так, с не менее богатыми, но менее тщеславными. Миллионер, кстати, может быть очень богатым, и при этом не быть ни в каких списках.

В последнее время люди меньше стали коллекционировать?
Не сказал бы. Люди сейчас продолжают активно покупать интересующие их предметы. Книги сейчас достаточно активно покупают. Иметь приличную библиотеку – это признак хорошего тона.

Послужной список, репутация арт-дилера чего-то стоит?
Безусловно. Если я в чем-то не уверен, то я предлагаю клиенту потратить чуть больше денег и сделать несколько экспертных заключений. Можно проверить всю имеющуюся информацию у других дилеров самостоятельно. При желании у клиента есть и время, и возможности во всем разобраться до покупки экспоната. Что неприемлемо в моей системе – это когда кто-то из окружения покупателя навязывает свое мнение, хотя сам в этом ничего не смыслит.

Как убедить покупателя в том, что этот эксперт компетентный? Например, мнению Института им. Грабаря нужно доверять безоговорочно?
Институт им. Грабаря – достаточно серьезная организация. Но там есть два вопроса. Во-первых, в этом институте был момент, когда там подписывал не один эксперт, а там было заседание экспертного совета. То есть эксперт может быть уверен в вещи, но через совет он мог ее не «протащить». Или же обратная ситуация – совет за, а эксперт считает, что «не очень». К тому же есть перекрестные экспертизы. Есть и ГосНИИР, и независимые частные организации типа «Арт-Консалтинг», да и просто частные эксперты. Поэтому и тут все относительно.

Бывало, что к вам обращался иностранный покупатель и просил приобрести здесь в России какой-то экспонат?
Бывало. Но здесь есть маленькая проблема – вопрос ввоза-вывоза из России достаточно сложный. Ввоз простой, а вот вывоз сложнее. Я стараюсь с этим не связываться, потому что вопрос перемещения – это уже не моя проблема. У нас момент таможенного брокерства весьма специфичен – у нас нет обученных для этого людей. Но для тех, кто особо не считает деньги, и это не проблема. Я знаю клиентов, которые совершенно спокойно приобретают какие-то экспонаты за рубежом, привозят их сюда – и все без всякой волокиты.

Существует ли на антикварном рынке проблема нехватки экспонатов? Например, все прижизненные издания Пушкина на счету, и ничего не продается, потому что попросту нет желающих продавать...

Вопрос только в цене. Здесь нет ничего невозможного, это бизнес.

Можно ли от антикварного рынка ждать каких-то сюрпризов?

Если вы о пресловутых бабушках, то у них сейчас все настолько хорошо, что их любимая фраза: «Удивите меня ценой».

А наши люди торговаться любят?
Любят. Мы же восточная страна, поторговаться – это святое. Но антикварный бизнес имеет тысячелетнюю историю, в нем все достаточно прозрачно. Все знают, у кого что есть, как формируется порядок цен, есть установленный порядок проверки.

Вы можете назвать предмет, который вы продали коллекционеру, которым вы гордитесь.
Не могу, их много, но это конфиденциальная информация.

Лучше покупать за границей?
Лучше покупать у проверенных продавцов. А где они находятся – здесь или там – это уже другой разговор.

А где лучше хранить, у нас или за рубежом?
В надежном месте, но у каждого оно свое.