Главные по тарелочкам
- Category: Стиль
В истории человечества известны времена, когда фарфоровая посуда была ценнее золота, и лишь очень богатые люди могли позволить себе ее использовать. Но и сегодня, вобрав в себя все лучшее – вековые традиции и современные технологии, – элитная фарфоровая посуда от лучших мировых производителей не перестает радовать глаз искушенных ценителей прекрасного.
Китайцы изобрели состав твердого фарфора еще приблизительно в VI веке, т.е. за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке.
Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли «имари». Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.
Миссионер, патер Д. Антреколл, посетивший в XVII в. Китай со специальной целью выведать секреты фарфорового производства, сумел добыть лишь самые элементарные сведения, которые никак не могли послужить основой для постановки нового производства. Россия тоже не отставала в этой шпионской деятельности. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако хитрый китаец, видимо, все же чего-то не договорил, т.к. Курсин так и не смог получить фарфор, хотя производил опыты по его изготовлению. Сколько таких попыток скрывается за слоем времен, мы можем только догадываться. Секрет в конце концов, по-видимому, выведали, вот только имя героя и поныне осталось неизвестным.
В XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу. Китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.
В 1709 г. немецкий химик Беттгер наконец открыл секрет каолина – основы белого европейского фарфора. Беттгер учился на аптекаря в Берлине. О нем говорили, что он может делать золото. Август Сильный, который страдал всегда от недостатка денег, запер его в крепости Кенигштайн. Беттгер начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году
привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) – тонкой керамики, яшмового фарфора. После длительных экспериментов ему и Эренфриду Вальтеру фон Чирнгаузу в 1708 году удалось изготовить первый европейский белый фарфор. Август возвратил ему свободу и передал руководство фарфорового завода в городе Майсен.
Попытка Беттгера продать тайну изготовления фарфора королю Пруссии кончилась его заключением в тюрьму.
В домах русской знати фарфор появился в XVI веке: его получали в дар от иностранцев или покупали по баснословной цене.
В 1712 году Петр I посетил королевские резиденции Пруссии Шарлоттенбург и Ораниенбург, в последней из которых «две палаты убраны ценинной посудой и другими китайскими вещами зело изрядно». Его впечатления и личная заинтересованность способствовали появлению Китайской комнаты Монплезира, а затем возникновению моды на фарфор в аристократических кругах России.