Читать журнал On-line

cover-1 result

Бал мечты

4 декабря 2014 г., в Большом Петровском зале гостиницы «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ» состоится благотворительный танцевальный вечер «Бал Мечты».

Мероприятие проводится по инициативе Благотворительного Фонда «С Днем рождения!», совместно с Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках, компаниями «Академсервис», «Интерконнект», «Спин-Мьюзик» и центром социального обслуживания округа «Басманный».

Все средства, вырученные в ходе проведения бала, будут направлены на реабилитацию детей-инвалидов - подопечных фонда; поддержку работы клуба для мам детей – инвалидов, а также на помощь в развитии и адаптации детей из детских домов, курируемых фондом, новогодние мероприятия и детские подарки.

На вечер приглашены представители городской администрации, посольств, консульств, национальных культурных центров города Москвы.

Афиша

svvetskiye-sobytiya

Король в доме. Все, что надо знать о ковре

0507_Maroc_jpgИскусству ковроткачества более чем две с половиной тысячи лет.

Самый древний из найденных в мире ковров хранится в Эрмитаже. Это плотно сотканное полотно с изображением оленей, птиц и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году. Датируется ковер V в. до н.э. 0507_Maroc_jpgСамый дорогой ковер, имеющий размер 1,73 на 2,64 метра и полностью расшитый драгоценными камнями, был продан в столице Катара на аукционе Sotheby’s за 5 485 000 долларов США. В 1860 году индийский правитель, магараджа Барода Кханде Рао, заказал ковер, который намеревался подарить для украшения гробницы пророка Мухаммеда в Медине. Этот великолепный шелковый ковер, отделанный изумрудами, сапфирами и брильянтами, был расшит более чем двумя миллионами жемчужин. На каждый квадратный дециметр ковра, по оценкам специалистов, приходится примерно по 5000 жемчужин.

Древняя легенда сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидского ковроткачества – «Весеннем ковре» царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. Рисунок ковра представлял собой великолепное изображение цветущего сада почти в натуральную величину. Расшитый драгоценными камнями, затканный золотыми и серебряными нитями, ковер был огромным: 122 метра в длину, 30 метров в ширину. Весил он несколько тонн. В 641 году Персию захватили арабы, и «Весенний ковер» бесследно исчез.

Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров.

В XVI веке Франция тратила на закупку ковров столько средств, что это стало существенно подрывать экономику страны. Генрих IV даже основал собственное ковровое производство, чтобы хоть как-то остановить отток денег из французской казны в Азию.

Ковры ручной работы считаются не только предметами обихода, но и произведениями искусства, как, например, картины.

Круглый ковер стоит дороже аналогичного прямоугольного.

В ковроткачестве некоторыми производителями и по сей день используются натуральные красители, которые добываются на основе традиций, дошедших из глубокой древности.
Красный цвет получается из корней марены. Оттенки синего цвета получают их корня индиго, желтого – из куркумы или дубильного ореха. Из гранатовой кожуры получают очень нежный желтый цвет, который, перемешиваясь с красным цветом марены, дает своеобразный ярко-оранжевый цвет. Насыщенный желтый цвет получают из цветочной пыльцы шафрана.

На коллекционировании ковров ручной работы были помешаны французский король Людовик XIV и польский – Сигизмунд. А в конце XIX века ажиотаж стал массовым. За восточными коврами снаряжались торговые экспедиции.

Ислам запрещал изображение живых творений Аллаха на коврах. Орнаменты заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Персидский ковер для посвященного стал книгой о строении мироздания. Цвет ковра также мог рассказать о многом.

Part_Silk_Tabriz_Carpet_Mosque_Dome_Design_mid_20th_C_Lot_129Коврами часто выплачивалась дань, ввиду их редкости и дороговизны.

На фреске в Бен-Хассане (X век до н.э.) было обнаружено самое старое в истории изображение процесса изготовления ковров.

Самый многоцветный ковер соткали уже в XXI столетии три брата в иранском Тебризе. На сравнительно небольшом полотне – метр на полтора – уместился миллион узелков 800 цветовых оттенков.

Способность ковров накапливать пыль считается одним из основных их недостатков. Однако не многим известно, что и линолеум, и паркет улавливают пыли никак не меньше. С той лишь разницей, что с гладких поверхностей линолеума и паркета пыль при любом движении поднимется в воздух и беспрерывно вдыхается человеком. А ковры удерживают эту пыль и легко чистятся с помощью пылесоса.

Самый большой ковер в мире – площадью 6000 квадратных метров – был соткан для казино курорта Мар-дель-Плата в Аргентине.

Многие старинные ковры сохранились до настоящего времени благодаря обычаю жертвовать ковры мечетям. Полы мечетей до сих пор представляют собой витрину местного ковроделия.

В качестве вложения денежных средств ковры занимают 15-е место, сразу между антикварной мебелью и старыми гравюрами.

«Ковер-самолет» – фантастическое средство передвижения по воздуху. Хотя идея преобладала в литературе Ближнего Востока, популярность сказок «Тысячи и одной ночи» перенесла ее в западную цивилизацию. Также встречаются в литературном творчестве других культур, например персидской, под названием Ковер принца Хусейна.

Группа ученых из Франции и США разработали в 2007 году проект летающего ковра. Ковер-самолет XXI века представляет собой тонкий лист, который может двигаться по воздуху в заданном направлении за счет собственных колебаний.

Появление в России тканых ковров – гобеленов и шпалер – связано с правлением Петра I. Он основал первую в нашей стране шпалерную мануфактуру, созданную по образцу гобеленовой мануфактуры в Париже – Петру так нравились французские изделия, что было решено начать изготавливать ковры и в Петербурге. В 1717 году сначала четыре, а потом еще 11 французских ткачей приехали поднимать отечественное производство.

Тепло- и звукоизолирующие свойства ковра – важные факторы, определяющие его способность создать уютную обстановку в помещении. Уровень поглощения акустических волн у ковров в 10 раз выше, чем у «голых» полов и стен.

С помощью хорошего качественного ковра можно сэкономить на обогреве почти 10 процентов расходов. Еще одной особенностью шерстяных ковров является их способность регулировать степень влажности в помещении, таким образом поддерживая безупречный микроклимат.




Подлинный ковер

Так называют ковер ручного изготовления – вне зависимости от его происхождения. Ковры нельзя подразделять на «худшие» или «лучшие» по географическому или другому признаку. Нельзя сказать, что, например, иранские (персидские) ковры лучше или хуже индийских, или китайские – чем-то превосходят или уступают афганским коврам. В искусстве изготовления ковров во всех этих странах есть свои технологические особенности, но при добросовестном изготовлении результат один: высокохудожественное произведение искусства.

Технологии
Лучший ковер – это ковер ручной работы. По видам они подразделяются на ворсовые, безворсовые и вяленые. Для изготовления ворсовых ковров используются два вида узлов: турецкий (симметричный) и персидский (асимметричный). Асимметричный узел более удобен для выполнения растительного орнамента и изображения людей, животных, птиц, так как он позволяет более точно воспроизводить изогнутые мягкие линии. Симметричный же узел более прочен, но приспособлен для передачи геометрического орнамента.

Шелковые ковры
Появление шелкопрядства дало возможность получать очень тонкую нить, что позволило ткать ковры с очень насыщенным орнаментом, идеально соблюдая тончайшие линии узора. У шелкового ковра ручной работы, как правило, высокая плотность узлов, т.е. на его изготовление потрачено очень много времени и ручного труда, это и является основной причиной высокой стоимости. Исторически персидские (иранские) шелковые ковры являются самыми дорогими, здесь определенную роль играет и «раскрученность» данного бренда. Особое нишу занимают авторские шелковые ковры. Цена на них не подпадает под среднестатистические критерии, т.к. хороший шелковый ковер – это высокохудожественное произведение.

Ценность
С годами, в процессе эксплуатации, ковер ручной работы только дорожает. Но это не говорит о том, что каждый старинный ковер входит в ранг шедевров и стоит очень дорого. На цену влияет много факторов: композиционное решение, подбор цветов, наличие или отсутствие «следов» времени, качество и обработка исходных материалов, история ковра и т.д.
В мире едва ли наберется дюжина стран, где ковры являются признанным международным брендом. Центры ковроткачества расположены в Иране, Туркмении, Турции, Азербайджане, России (Дагестан), Китае, Пакистане, Марокко, Индии, Афганистане.

Персидские ковры
Самым раскрученным ковровым брендом является, без сомнения, "персидский ковер". Название сохранилось за коврами, созданными в современном Иране, территории, входившей в состав древней Персии. Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.
Сегодня Иран производит больше ковров, чем все другие центры ковроделия вместе взятые.
Качество ковра имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. Считается, что только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все характеристики своих ковров. При этом большое значение придается выразительности и глубине цвета. Персидские ковры – «говорящие». Их язык – узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным – в каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть суры Корана, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу.
Самые ценные ковры делают в основном в трех иранских городах: Тебризе, Исфахане и Куме.

Тебриз
Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям – чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.

Исфахан
Исфаханские ковры наиболее известны в Европе. Они имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора – чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий. Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра.. Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) – золотого века персидского ковроткачества.

Кум
Купить ковер из Кума – значит, приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Стоят они, как правило, дороже других «персов», за исключением разве что ковров из Исфахана и Тебриза. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми. Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума – шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры. Только в этой местности ткут шелковые ковры, в остальных – шерстяные или смешанные. Впрочем, ковры из чистого шелка – это редкость. Обычно шелк добавляют к шерсти, чтобы придать ковру блеск, или вывязывают шелковой нитью отдельные элементы узора. В Куме нет орнаментов, считающихся традиционными для этого города, – здешние дизайнеры и мастера не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто «подписаны» мастером.

Туркменские ковры
Еще при Великих сельджуках туркменские ковры прославились на европейских и восточных рынках как самые красивые и тонкие, за счет строгого расположения орнаментов, прочности окраски и плотности выделки. В расцветке туркменского ковра главное место отводится бордо. Современное состояние туркменского ковроделия определяется работой ковровых фабрик, входящих в государственное объединение «Туркменхалы».

Дагестанские ковры
В мире любителей ковроткаческого искусства высоко оценили художественный уровень и эксплуатационные характеристики дагестанского сумаха (безворсового ковра). Дагестанские сумахи отличаются своими особенными узорными композициями, которые не применяются при изготовлении ворсовых ковров. К сожалению, в настоящее время массовое производство дагестанских ковров находится в упадке, что может привести к невосполнимым потерям навыков ковроткачества.


Азербайджанские ковры
Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является очень большая плотность узлов. Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при изготовлении ворсовых ковров. Здесь используется совершенно новая технология – на каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и размера.

Китайские ковры
Старинные изделия характеризуются пышными узорами с медальонами, бордюрами и заполненными симметрично в четырех направлениях внутренними пространствами. Такого рода распределение можно и сегодня еще обнаружить в коврах так называемого пекинского стиля (пекинские ковры).

Армянские ковры
Наиболее распространенными символами армянских ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ – крест и крестообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды). Другим распространенным знаком является вишап – дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла. Дракон изображался символически – в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил.


Подпись
Древнейший ковер в мире – пазырыкский ковер (V век до н. э.), обнаруженный
С. Руденко на Алтае