Приручить огонь
- Category: Стиль
Зажигалка – удобная штука для прикуривания, а сегодня еще и аксессуар, создающий стиль, который подчеркивает вашу индивидуальность.
Зажигалка – удобная штука для прикуривания, а сегодня еще и аксессуар, создающий стиль, который подчеркивает вашу индивидуальность.
История
Приручить огонь человек мечтал давно, причем настолько, чтобы пламя появлялось «по щелчку пальцев», а обращаться с ним было максимально просто. Оказывается, чертежи «прабабушки» современной зажигалки разработал еще Леонардо да Винчи. Это была устрашающего вида машина, с переплетением цепей, колес, огнива и пружин. Первая настоящая зажигалка, причем настольная, была изготовлена в начале XIX века немецким химиком Иоганном Вольфганом Доберейнером. Он открыл и использовал при создании зажигалки каталитические свойства мелкораздробленной платины. В качестве горючего вещества послужил газ водород, что оказалось самым уязвимым местом изобретения, поскольку смесь водорода и кислорода имеет обыкновение взрываться. Только полвека спустя появились более безопасные зажигающие механизмы. В них использовался фитиль, смоченный горючим, который поджигался искрами, высекаемыми ударами металлических колесиков по кремню. К этому времени курение прочно вошло в моду, поэтому на состоятельные слои общества зажигалки произвели огромное впечатление и как достижение технической мысли, и, конечно же, как новомодная дорогая вещица. Компания Cartier в 1867 году первая запатентовала новое изобретение и начала выпуск этих изделий из золота и серебра. В 1903 году австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах опытным путем определил оптимальный состав сплава, из которого до сих пор делают кремни для зажигалок: железо с церием. Именно после этого усовершенствования зажигалки уменьшились в размерах, стали намного безопаснее и приобрели почти современный вид.
Существует легенда о том, как зажигалка была приспособлена к прикуриванию одним движением руки. Два английских инженера, Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд, занимались в начале ХХ века усовершенствованием конструкции зажигалок. Одна из идей привела к созданию нового вида бензиновой зажигалки, у которой ось колесика для высечения пламени расположена горизонтально, а не вертикально, как раньше. Эта тонкость в устройстве давала возможность прикурить папиросу одной рукой. Легендарность этой инновации в том, что один из изобретателей (история не сохранила точных данных, кто именно из этих двоих) мечтал прикуривать папиросу одной рукой, поскольку потерял другую во время Первой мировой войны. Запатентовав свое изобретение, Уайз и Гринвуд предложили продавать такие зажигалки фирме Alfred Dunhill. Благо ее офис располагался через дорогу от мастерской изобретателей. Сам Альфред Данхилл, будучи главой фирмы, считал, что «даже маленькие идеи могут принести состояние». Он отнесся к предложению очень благосклонно. И по сей день начиная с 1926 года в продажу поступают зажигалки Dunhill, являющие собой произведения дизайнерской мысли и таланта. Многие из них стали лучшими мировыми образцами: настольная зажигалка-часы, зажигалка-аквариум, зажигалка в виде мяча для гольфа.
Изменение конструкции зажигалки всегда шло по пути упрощения механизма зажигания и использования в производстве более современных материалов и научных достижений. Так, в 70-е годы появились зажигалки с системой электронного пьезо. В работе этой системы используется эффект возникновения электрической разницы потенциалов на концах пьезокристалла при его механическом сжатии. Ток направляется на два электрода, между которыми проскакивает искра. Почти аналогична система зажигания у зажигалок на электронной батарее.
Горючее
В газовых зажигалках в качестве горючего используется сжиженный пропан либо сжиженный бутан, который после прохождения через редуктор испаряется, образуя легковоспламеняющуюся смесь газа и воздуха.
В бензиновых зажигалках горят пары бензина.
Тип зажигания
Газовые
Обычная зажигалка с емкостью для газа также подходит для разжигания костров и каминов. Газовые зажигалки бывают обычными и турбо.
Электрические
Были распространены в советское время, такая зажигалка включается в розетку. Достоинства подобных зажигалок: надежное и быстрое зажигание газа, простота и долговечность конструкции. Недостатки: зависимость от внешней питающей цепи, высокий уровень радиопомех, опасность электротравматизма.
На батарейках
Рассчитана на работу от одной или нескольких батареек. Представляет собой импульсный преобразователь с повышающим трансформатором. Дает множество слабых искр, пока нажата кнопка.
Пьезо
Не нуждается в источниках энергии или других расходных материалах. Имеет в своей конструкции пьезоэлектрик.
Бренды. Легендарная Zippo
Зажигалки Zippo производятся компанией «Zippo Manufacturing Company» в Брэндфорде, штат Пенсильвания, США. За годы своего существования они приобрели культовый статус и сейчас для многих являются символом американского качества и надежности. Обычные зажигалки Zippo изготовляются из латунных, медных или хромо-никелевых сплавов, а некоторые модели делаются из чистой меди, титана, серебра и золота. Известны также модели с внешней отделкой из дерева, кожи или с резиновыми вставками.
Легенда описывает историю появления зажигалки Zippo так.
В 1932 году во времена «Великой депрессии» в американском городке Брэдфорде в обыкновенный деревенский клуб на танцы пришел некто Джордж Блэйсделл. Он вышел покурить на веранду клуба, где нашел своего друга Дика Дрессера, занятого попытками снять крышку со своей старенькой австрийской зажигалки. «Почему бы тебе не купить новую зажигалку?» – спросил Джордж. Дик наконец-то сдернул крышку и чиркнул колесиком. Несмотря на довольно сильный ветер, зажигалка зажглась. «Потому что эта работает!» – буркнул Дик в ответ на вопрос Джорджа. В этот момент Джорджа осенила мысль: «Зажигалка! Вот что постоянно нужно человеку независимо от его материального положения!» Блэйсделл с присущей ему изобретательностью несколько усовершенствовал конструкцию не слишком удачного австрийского прототипа, придав корпусу прямоугольную форму и сделав крышку откидной, чтобы с зажигалкой можно было управляться одной рукой, но в остальном она практически не претерпела изменений, даже количество отверстий в ветрозащитных стенках осталось прежним. Блэйсделл открыл маленькую фабрику по производству своих собственных зажигалок, на которой первоначально работало всего 6 человек. Сперва он хотел назвать свое изобретение Zipper – просто потому, что ему нравилось звучание этого слова, но это название оказалось уже запатентованным, и он остановился на Zippo. Новая зажигалка пришлась по душе покупателям.
Одним из главных рекламных ходов, придуманных Джорджем с самого первого дня производства зажигалок, является их пожизненная гарантия. Это означает, что зажигалка любого возраста и в любом состоянии при поломке бесплатно ремонтируется компанией с заменой необходимых частей. Это правило соблюдается и в наши дни: при установлении подлинности бесплатному ремонту подлежит любая зажигалка вне зависимости от того, что с ней случилось. Единственная часть зажигалки, на которую не распространяется гарантия – это внешняя отделка и рисунки на корпусе, которые на многих моделях могут со временем изнашиваться и стираться, а также накладные вставки и эмблемы, но и они могут быть бесплатно заменены в случае наличия аналогичных в сервисном центре.
При высекании искры из кремня воспламеняются пары бензина, которыми пропитан фитиль. Фитиль закрыт от ветра специальными стенками с отверстиями, которые защищают пламя от боковых порывов ветра. Это стало самым главным достоинством Zippo.
Zippo Click
При открывании и закрывании крышки раздается характерный звонкий щелчок (Zippo Click), который запатентован компанией Zippo сам по себе и является фирменным признаком зажигалок Zippo. Существует легенда о том, что буквенное обозначение на донышке современных моделей зажигалок обозначает тональность звука, издаваемого крышкой при открывании. В действительности, как это ни странно, разные модели зажигалок издают звук разной высоты при открывании крышки (за исключением моделей с накладками на корпусе, из-за чего они издают не звенящий, а глухой щелчок), и для некоторых современных моделей это утверждение верно. Например, зажигалка со штампом A при открывании дает ноту «ля», с буквой В – ноту «си бемоль», с буквой С –ноту «до», с буквой D – ноту «ре» и так далее до H – «си». Эта версия никак не подтверждена самой компанией Zippo, но тем не менее при проверке выясняется, что правило действительно работает для определенных моделей зажигалок.
Знак качества
Все зажигалки Zippo с самого первого дня выпуска имеют отличительный штамп на донышке с логотипом Zippo, ранние модели имеют на штампе номер патента. С 1957 года на донышки всех зажигалок Zippo стал ставиться штамп, указывающий на год (позднее и месяц) выпуска зажигалки. Кроме обозначения даты и логотипа штампы на некоторых моделях могут содержать дополнительную информацию, например название материала, из которого изготовлена зажигалка, или же отличительные знаки специальных ограниченных серий коллекционных зажигалок. Штамп на донышке зажигалки Zippo является самым главным признаком ее подлинности для коллекционеров, по нему определяется и год выпуска, и аутентичность зажигалки.
Zippo на войне
Во время Второй мировой войны компания Zippo полностью переключилась на поставки зажигалок для Вооруженных сил США, не продавая ни единого экземпляра на гражданском рынке. Зажигалки тех лет производились из стали и специально покрывались черной краской для того, чтобы противник не мог распознать позицию солдат по отблеску корпуса Zippo и еще чтобы защитить корпус от ржавчины. Зажигалка Zippo стала для американских солдат своего рода талисманом, приветом с далекой родины. Существует много легенд о зажигалках Zippo, использовавшихся во время войны, но самая известная зажигалка тех времен принадлежала солдату по имени Уолтер Надлер, высадившемуся в Нормандии 6 июня 1944 года. На ней выцарапаны его имя и дата высадки десанта. Зажигалка была найдена работником компании Zippo, и сейчас она находится в музее компании в Брэдфорде.
Именно начиная со Второй мировой войны благодаря своей распространенности среди солдат американской армии зажигалки Zippo приобрели общемировую известность.
Следующую строку в историю зажигалок Zippo вписала война во Вьетнаме. Здесь также имеется очень много историй и легенд о роли зажигалки Zippo в жизни американских солдат. Она служила источником огня и тепла, могла использоваться для подогревания пищи, существуют истории о том, как раненые солдаты с помощью огня Zippo указывали свое местонахождение спасательным бригадам и даже о том, как зажигалка в нагрудном кармане спасала жизнь своему владельцу, останавливая пулю. Зажигалки того времени являются уникальными, так как солдаты делали на своих зажигалках гравировки, на которых обозначались годы и место их службы во Вьетнаме, часто присутствовали названия и символика частей и подразделений, карты Вьетнама, антивоенные лозунги. Zippo тогда была для солдат, как и во время Второй мировой войны, напоминанием о доме, и ею дорожили не меньше, чем личным оружием.
Коллекции
В мире насчитывается 15 официальных клубов коллекционеров Zippo: пять в США, два в Великобритании, по одному – в Австрии, Канаде, Дании, Италии, Японии, Голландии, Швейцарии и ЮАР. По данным официального сайта Zippo, каждый пятый владелец зажигалки является коллекционером. Сама компания приветствует коллекционирование зажигалок и регулярно выпускает интересные коллекционные образцы своей продукции, зачастую очень ограниченным тиражом, таким образом подогревая интерес к собирательству зажигалок. В США компания Zippo с 2002 года спонсирует деятельность крупнейшего в мире клуба коллекционеров Zippo под названием Zippo Click, который объединяет более 15 000 членов по всему миру. Клуб регулярно проводит встречи коллекционеров, тематические мероприятия и аукционы, выпускает коллекционные серии зажигалок, распространяющиеся только среди членов клуба.
Самой дорогой серийно производимой зажигалкой Zippo является модель, сделанная из золота 750-й пробы, ее розничная стоимость составляет от 8000 до 12 000 долларов.
Стоимость коллекционных зажигалок Zippo зависит от многих факторов: металла, оформления, степени редкости и сохранности, года выпуска. Самая большая сумма, заплаченная коллекционером за зажигалку, – 37 000 долл. Это была прекрасно сохранившаяся модель 1933 года выпуска, проданная на аукционе самой компанией Zippo.
Кино и Zippo
Зажигалка Zippo появляется или упоминается более чем в тысяче фильмов, причем особо подчеркивается, что методы product placement не использовались ни разу.
Зажигалками Zippo пользуются персонажи многих популярных фильмов, герои которых олицетворяют мужественность и бесстрашие.
- В фильме «Четыре комнаты» в последнем эпизоде, который снимал Тарантино, зажигалка Zippo не зажглась с первого раза, из-за чего ее владелец лишился мизинца (спор на палец, что Zippo зажжется 10 раз подряд).
- В фильме «Почтальон» главный герой (Кевин Костнер) находит зажигалку Zippo у скелета в разбитом почтовом фургоне, причем спустя 16 лет после смерти своего владельца она еще работает и спасает героя Костнера.
- Эрик Клэптон использовал ритмичное пощелкивание зажигалки Zippo в песне «It's Probably Me», написанной им для фильма «Смертельное оружие 3».
- Один из основателей группы Pink Floyd Сид Барретт использовал зажигалку Zippo для игры на слайд-гитаре (обычно для прижимания струн на слайд-гитаре используется специальная металлическая трубка, надеваемая на палец, что дает характерный «плавающий» звук).
- Один из главных героев книги «К свету» серии «Вселенная метро 2033» Глеб имел зажигалку Zippo, доставшуюся ему от покойного отца.
Другие бренды
Уже упомянутая фирма Alfred Dunhill Itd. – признанный «король» изысканных аксессуаров для любителей табака в Соединенном Королевстве, да и во всем мире. В 1923 году появилась первая зажигалка Alfred Dunhill, которой позже дали название Unique. Первые модели Unique действительно были элегантны, – как правило, они имели позолоченный или посеребренный корпус и были украшены крокодильей или страусиной кожей. К тому моменту, когда Уайз и Гринвуд предложили фирме свое изобретение, компания уже имела достаточно известное имя и в дальнейшем закрепила за собой репутацию одной из самых изощренных в художественном и дизайнерском оформлении своих зажигалок.
Saroma – японская компания, которая начала свою деятельность в 1940 году. На сегодняшний день эта известная марка продается в 73 странах мира. Компания твердо следует принципам сочетания вековых традиций с внедрением новейших технологий в производстве зажигалок. В 1986 году Saroma первая в мире начала выпуск турбо-зажигалок, пламя которых не может погасить никакой ветер. Последнее достижение компании – это «двойное пламя». Одно сопло зажигалки может производить два вида пламени: не гаснущее на ветру и обычное. Самое интересное – что механизм сам решает, какое пламя и в каких условиях должно гореть.
Еще один японский производитель зажигалок Amatti начал свою деятельность в 1972 году и к настоящему моменту занимает видное место практически во всех ценовых сегментах. Кстати, это компания пока единственная, которая предложила для российского рынка специальную марку своей продукции – зажигалки «Ангара».
Diplomat – швейцарская компания, которую отличают высокое качество и безупречная работа механизмов (совсем как швейцарские часы). Компания выпускает очень изящные подарочные наборы, например зажигалка и ручка.
Dupont – известнейшая французская фирма, производящая не только зажигалки, но и полный аксессуарный набор делового человека. Как правило, они имеют позолоченный или посеребренный корпус, украшены кожей или гравировкой. На данный момент S.T. Dupont является лидером по выпуску зажигалок класса luxe – их дарят королям и президентам, нефтяным магнатам и арабским шейхам.
Достаточно широко известны во всем мире такие компании, как Colibri, Saffo, Ronson, Thorens и La Nationale.
Зажигалки в СССР
В Советском Союзе старались выпускать копии популярных зажигалок, по своим качествам хотя бы приближенные к изделиям лучших фирм. Например, для зажигалки «Огонек» прототипом послужила Colibri Monopol.
Факты
- Обычная модель зажигалки Zippo содержит 22 детали, а для ее сборки требуется 108 последовательных операций.
- Сегодня компания Zippo Manufacturing Company производит около 45 тысяч зажигалок ежедневно. За первый месяц работы компании (январь 1933 года) было продано 82 зажигалки.
- У всех зажигалок есть одно общее плохое свойство – они часто теряются.
- В ЕС и ряде штатов США приняты либо готовятся к принятию законодательные акты, воспрещающие оборот сувенирных зажигалок, выполненных в виде животных, героев мультфильмов, фонарей, фотоаппаратов и др. предметов, которые могут быть ошибочно приняты детьми за игрушки и привести в их руках к травмам, ожогам и пожарам.
- Все зажигалки Zippo производятся только на фабрике в Брэдфорде и нигде больше. Единственным исключением была дочерняя фабрика компании в городе Niagara Falls в Канаде, которая работала до 2002 года. При закрытии фабрики была выпущена ограниченная (25 000 штук) партия коллекционных зажигалок с серебряным напылением, все зажигалки этого выпуска были пронумерованы.
- После 75 лет верности классической технологии компания решилась создать новую газовую зажигалку, которая получила название Zippo Blu. В качестве топлива в ней используется бутан, поэтому создаваемое ею пламя имеет голубой цвет. Выпуск этих моделей официально начался в 2006 году, однако известны пилотные экземпляры Zippo Blu выпуска 2005 года, которые крайне редки и имеют высокую коллекционную ценность.
- Как ни странно, легендарные Zippo – это зажигалки среднего класса, которые известны именно благодаря широкой рекламе.
- S.T. Dupont – самая дорогая зажигалка мира. Она изготовлена из 18-каратного белого золота и инкрустирована 468 бриллиантами в яркой огранке Brilliant, что и объясняет такую высокую стоимость подарка. Для взыскательных к своему имиджу клиентов Dupont предлагает еще и авторучку в едином стиле с зажигалкой.