Читать журнал On-line

cover-1 result

Бал мечты

4 декабря 2014 г., в Большом Петровском зале гостиницы «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ» состоится благотворительный танцевальный вечер «Бал Мечты».

Мероприятие проводится по инициативе Благотворительного Фонда «С Днем рождения!», совместно с Федерацией спортивных танцев на инвалидных колясках, компаниями «Академсервис», «Интерконнект», «Спин-Мьюзик» и центром социального обслуживания округа «Басманный».

Все средства, вырученные в ходе проведения бала, будут направлены на реабилитацию детей-инвалидов - подопечных фонда; поддержку работы клуба для мам детей – инвалидов, а также на помощь в развитии и адаптации детей из детских домов, курируемых фондом, новогодние мероприятия и детские подарки.

На вечер приглашены представители городской администрации, посольств, консульств, национальных культурных центров города Москвы.

Афиша

svvetskiye-sobytiya

Дети мороза

pics 296.JPG - копия«Не стоит писать об этом, – советовали мне мои знакомые. – Ты только спровоцируешь интерес к этой уникальной вещи, и тысячи несознательных элементов, которые, возможно, пока не догадывались о ее существовании, захотят купить ее любой ценой. Это приведет к еще большим жертвам, а может быть, и к необратимым последствиям».

Недавно среди этих несознательных элементов была и я, когда в торговом центре Калькутты мне предложили купить вначале ткань из паутины, потом сари из золотых колец и наконец то, от чего я отказаться просто не смогла. Раньше я видела ее только в музее. Это была уникальная кашмирская шатуш.
Однажды Наполеон привез из Египетского похода для своей ненаглядной Жозефины чудесную шаль. Поэты сравнивали ее прикосновения с ласками любимого или теплыми морскими волнами. Жозефина была столь очарована этим предметом роскоши, что ввела его в моду во Франции, а затем и во всем мире. Сама она имела около 400 шалей, носила их на платьях, использовала как покрывало и даже делала лежанку для своей любимой собачки. Что же так восхитило Жозефину и вот уже пятьсот лет является предметом вожделения мужчин и женщин во всем мире?
На высоте 4-5 тысяч метров на Тибетском плато индийского штата Кашмир обитают маленькие антилопы чиру – родственники сайгака. Их среда обитания близка к экстремальной. Воздух на плато настолько разрежен, что человек там сразу начинает задыхаться. А чиру еще и активно бегают, благодаря повышенному содержанию в крови гемоглобина и особому строению носовой полости, где морозный воздух нагревается перед поступлением в легкие. Суровые зимы с температурами, доходящими до 35 градусов мороза, способствуют появлению у чиру толстого подшерстка. Из подшерстка этих антилоп и делают шатуш – очень тонкую и мягкую пряжу, которая ценится выше ангоры, кашемира и пашмина. Шатуш по праву считают лучшей в мире шерстью.
Она тоньше диаметра человеческого волоса в шесть раз. Индийская шаль шатуш обычно имеет размер1 на 2 метра и весит около 120 грамм! Шали шатуш такого качества, что их можно продеть через кольцо, не измяв.
Отдельная история – это вышивка на платке. Прежде чем начать вышивать шаль, на нее набивается рисунок смываемыми чернилами. Ткачи только должны повторять этот узор своими искусными руками. Рисунки вышивки на шалях очень разнообразны, но самым популярным считается «пейсли» – индийский огурец. Вышивание тканей в деревнях кажется бесконечным процессом, в котором участвуют целые семьи или общины. Некоторые шали полностью покрыты узором, а на других вышит только край. Шали вышиваются шелковыми или золотыми нитями. Одной мастерице требуется пять-шесть месяцев, чтобы вышить шаль. Талант мастеров оценивается по изнанке, которая не должна отличаться от лицевой стороны. Кашмирская шаль, как правило, имеет два слоя. По окончании ткания шали погружают в котлы с кипящими естественными красителями, которые добываются из растений и минералов. Используется около 300 красителей. Не все шали окрашиваются. Вытканные из шерсти шатуш оставляют естественного цвета. Они бывают коричневые, бежевые и редко белые. Чем светлее тон, тем выше качество шерсти. Кашмирские шали шатуш иногда ткутся из шерсти разных оттенков, что создает рисунок полоски или клетки без окрашивания. В этом случае оттенок изнанки отличается от лицевой части.
Так как шали очень тонкие, уход за ними требуется особый. Они стираются только руками очень аккуратно в холодной воде, с добавлением нескольких капель детского шампуня с кондиционером. И никак иначе. Чтобы убрать излишек воды, платок из пашмины раскладывают между двух сухих полотенец, слегка придавливая их руками. Но все это, конечно, мелочи по сравнению со счастьем обладать столь эксклюзивной вещью. И цена у нее, будьте спокойны, соответствует уникальности. А купить шаль можно даже в Москве. Во всяком случае, в интернете много предложений, но судя по смешным ценам в 2-3 тысячи долларов, со всей ответственностью заявляю: скорее всего, вам хотят впарить подделку. Чтобы подтвердить подлинность шатуш, нужно сдать шаль в специальную лабораторию для изучения волокон под микроскопом, что само по себе удовольствие не из дешевых. Правда, в Штатах есть одна дама, которая сама разработала простую технологию и берется определить подлинность за 20 долларов. Но от Москвы до Америки далеко.
А теперь, внимание, самое главное! Почему настоящие кашмирские шали шатуш порядочному человеку покупать не стоит ни при каких обстоятельствах. Даже если вы окажетесь в индийском штате Кашмир в деревенской хибаре у самого ткацкого станка, c которого только что сняли роскошную шаль.
Чтобы соткать одну шатуш, потребуется убить, как минимум, пять антилоп чиру.  Их и убивают каждый год по несколько тысяч. Это катастрофа для чиру, если учесть, что всего на просторах Тибетского плато осталось несколько десятков тысяч этих животных. При таком истреблении животное исчезнет в течение ближайших восьми-десяти лет. В одном рекламном проспекте я прочитала, что пух шатуш собирают на ветках кустарников, о которые трутся чиру. Комочки шерсти очищаются рисовым порошком, затем расчесываются на крупном деревянном гребне и скручиваются вручную на прялках (чаркхах). Эта идиллвическая картина так же далека от правды, как Тибетское плато от бутиков ЦУМа. Если бы дело обстояло так, то в год в Кашмире ткали в лучшем случае один платок шатуш. Есть и другая версия добывания королевской шерсти. Продавец в Калькутте полушепотом рассказывал мне, что чиру просто на время усыпляют,
состригают шерсть, а потом отпускают на волю. Бессовестная ложь! Чиру водится в нагорьях Тибета, это настолько скрытное животное, что практически не удается его выследить, даже для того, чтобы сфотографировать, а не то чтобы попасть дротиком с транквилизатором! Единственное уязвимое время для них – это роды. Вот в это время подонки и устраивают массовую расправу. При этом только что рожденные малыши остаются умирать на снегу. Если раньше приходилось загонять чиру в ловушки, чтобы поймать, то сейчас стадо просто окружают ночью автомобилями, включают фары и в упор расстреливают остолбеневших животных. Шатуш – это продукт, получаемый после убийства животного. И как итог, антилопа оронго, так еще называют чиру, обитавшая некогда на всех высокогорных равнинах Центральной Азии, теперь сохранилась лишь в некоторых районах Тибета, но и там оказалась под угрозой полного уничтожения. “Help me, please”, – умоляет она с плакатов, размещенных в дорогих бутиках Индии.
«Тогда для чего, Роза, ты расписываешь тут нам всякие «ласки любимого» и способы стирки шали, если купить ее в Индии – преступление, за которое дают несколько лет тюрьмы”, спросите вы меня. А чтобы вы не оказались в той ситуации, в которую попала я, поддавшись уговорам индийского торговца. Когда мои глаза разбегались перед россыпью шалей неописуемых оттенков и узоров и я готова была выложить запрашиваемую цену, откуда ни возьмись появился полицейский и еще какие-то люди с видеокамерой. На меня и торговца надели наручники и предложили пройти с ними в участок. Тогда я и знать не знала о всех этих ужасах с чиру и о том, что индийское правительство запретило еще в далеком 1977-м торговлю шатуш по всей Индии даже в штате Джамму и Кашмир, где это национальный промысел. Незнание, как известно, не освобождает от ответственности. В коррумпированной еще больше, чем Россия, стране все эти запреты имеют свою цену, но облава на нас была образцово-показательной: с прессой, защитниками окружающей среды и даже иностранными наблюдателями. Международные организации оказывают всяческое давление на Индию, чтобы там хоть как-то соблюдали законы, направленные на спасение чиру. Перспектива оказаться в индийской тюрьме меня по-настоящему напугала, для европейца это равносильно смерти. Белая раса практически неспособна выжить в условиях жуткой антисанитарии, тропических болезней, бегаюших как у себя дома полчищ крыс и ползающих «священных» змей. Спасла меня коррумпированность индийской полиции, которая за некоторую мзду согласилась меня отпустить.
В этот момент я поняла, что все чиру в этой стране все-таки рано или поздно будут убиты, а шатуш можно будет увидеть только в музее.        
Ну а любителям шалей я всячески рекомендую новый индийский бренд – пашма (pashma), традиционная ручной вязки кашмирская пашмина, которую делают из шерсти домашних гималайских коз, не находящихся под угрозой исчезновения. Ощущения от них такие же «ласковые», а цена в разы меньше. Подругам можете похвастаться, что это шатуш, – это будет святая ложь.

Прекрасны и исполнены вкуса

Шаль – классический предмет женского гардероба, который всегда находится на пике моды. Производство первых шалей началось в XV веке в Кашмире. В те времена это были квадратные накидки из пашмины, которые складывали треугольником и надевали на голову, полностью скрывая стан. Вскоре моду на шали подхватила Франция, где началось производство шалей из разных материалов. Шаль дала рождение широкому палантину и более узкому шарфу, появляясь то в зимнем варианте для защиты от холода, то становясь практически невесомой и служа лишь для красоты. Шаль оставалась в моде до коронации Луи-Филиппа, когда англичане стали выпускать дешевые подделки. Но все же это были дорогие вещи, доступные не всем. Примерно в эту же пору началось производство шалей и в России, где не только разгадали секрет индийских мастеров, но и создали свое уникальное производство. Вместо шерсти кашмирских коз стали использовать пух сайгаков. Полученные шали по качеству не только не уступали индийским, но и превосходили их. Самые первые платки сильно подражали индийским по расцветке, затем их стали сочетать с национальными русскими мотивами. Слава к русским шалям пришла после первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне в 1851 году. Считалось, что Елисеева, Шишкина, Колокольцев, Мерлина, Зубковы, Молчановы ткали настоящие сокровища. Первая в России шаль с затканными в один кусок с полотном каймами и углами была изготовлена на фабрике братьев Гучковых, чьи шали имели богатый узор, превосходную отделку и, как отмечали современники, были прекрасны и исполнены вкуса.
На рубеже XIX-XX веков в Павловском Посаде появляется одно из самых крупных русских платочно-набивных предприятий, имеющих давнюю историю и сложившиеся традиции. С 1863 года фабрика Лабзина одной из первых начинает массовое производство чистошерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей, становясь поставщиком этой продукции на внутреннем рынке страны.

Павловопосадские шали – уникальное явление русской культуры, зачастую воспринимаемое как один из национальных символов России. Они стали неким воплощением стиля русской женщины. Высокое качество павловопосадских платков и шалей не раз отмечалось наивысшими наградами Всероссийских художественно-промышленных выставок. Пламенеющий цвет павловских платков создается благодаря резкому контрасту цвета узора и фона. Сочные краски цветочных узоров кажутся свежими и живыми. Все павловопосадские шали имеют характерную квадратную форму с симметричной композицией, состоящей из каймы и средника, а основной декор формируют цветочные орнаменты. И сегодня, в XXI веке, павловопосадские платки отличает законченность композиционных решений, сочетание геометрического и растительного узора, разнообразие растительных форм, сочность колорита, тонкий четкий контур и тщательная проработка мельчайших деталей.

Еще один символ России – оренбургский пуховый платок. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, еще в XVIII веке. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».
Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Так оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».
Пух оренбургских коз – один из самых тонких в мире: толщина пуха оренбургских коз – 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) – 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинки – особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями – буранами, а также особенности питания оренбургских коз – растительность горных степей Урала – вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем этот пух очень прочный – прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII-XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас  покупает много оренбургского пуха.
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». И в наше время за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании оренбургских пуховых изделий.