Путешествие на доме
- Category: Территория
В России построить дом на воде, а тем более жить в нем, – поступок неординарный. Это может позволить себе достаточно узкая прослойка состоятельных людей. Зато подобный дом в Европе и тем более в теплых странах гарантирует множество выгод и романтических приключений.
Все свое вожу с собой
Людьми движет стремление проживать на природе. Такая возможность, к примеру, есть у граждан Фрaнции. К тому же жилье на дебаркадере там не облагается налогом на недвижимость. Более того, по сравнению с городскими магистралями воздух здесь чище, экология лучше. Люди, живущие на борту судна, привязаны к своему образу жизни по ряду причин:
- экономия за счет того, что место жительства одновременно является источником развлечений;
- близость к природе;
- уход от повседневного стресса, связанного с жизнью на суше;
- дружеские отношения с соседями, которые также являются энтузиастами подобного образа жизни.
В Европе мало кого удивишь обжитым домом на яхте или на дебаркадере. В нашей стране такой вид жилища распространен пока мало. Правда, в коммерческих целях плавучие объекты используются довольно часто. Вспомним хотя бы рестораны-поплавки, которые имеются, наверное, во всех наших городах, стоящих на крупных реках. Тому, что в российских городах жилье на воде – экзотика, есть несколько причин. Во-первых, наш климат. Наши реки в отличие от Сены или Темзы замерзают. Во-вторых, отсутствие правовой базы для тех, кто хотел бы иметь свое жилище на дебаркадере. Например, проживание в плавучем доме не относится к жилищному законодательству, и поэтому оформить здесь регистрацию невозможно. Власти, прикрываясь мнимой заботой об экологии и безопасности судоходства, с большой неохотой дают разрешение на размещение и стоянку домов на воде и подключение к ним городских коммуникаций. Чтобы получить разрешение на размещение дебаркадера на Москве-реке, например, потребуется сделать около 20 согласований. От заявки в ГУП «Мосводоканал» на установку дебаркадера до Министерства природных ресурсов.
На всю Москву и Санкт-Петербург на данный момент приходится всего один официальный жилой дебаркадер, причем с почтовым адресом. Пришвартованный в Питере на Крестовском острове, он окружен водой не только снизу, но и сверху: на втором этаже дебаркадера есть огромный бассейн площадью 63 квадратных метра. В Москве же практически единственным удобным местом, подходящим для установки жилого дебаркадера, является Серебряный бор. Но там разместить плавучую конструкцию просто никто не разрешит.
Мой адрес не дом и не улица
Хаусбо́т – судно, которое спроектировано для использования в качестве жилого дома. Некоторыехаусботы даже не имеют мотора, так как обычно пришвартованы к определенному месту или подведены к берегу для подключения судна к электросети и водопроводу, вместе с тем многиедругие оснащены современными лодочными моторами, автономной системой энергоснабжения и способны совершать продолжительные круизы.
В начале своей истории хаусботы представляли собой обычные дома, поставленные вместо фундамента на плавучую платформу – понтон. Корпус хаусбота изготавливается из алюминиевых листов толщиной не менее 5 мм. Для палубных надстроек круг применяемых материалов гораздо шире – сталь, дерево, стекловолокно, керамическая плитка. Размеры судна варьируются от 11 до 35 метров в длину и от 4 до 7 метров в ширину. Современные хаусботы легко подойдут к берегу практически в любом месте – осадка составляет около 90 сантиметров. Для перемещения хаусбота используются различные двигатели – как традиционные для катеров подвесные, так и стационарные, как бензиновые, так и дизельные. Мощность двигателя выбирается в зависимости от размера и веса судна. Стационарные двигатели оснащаются угловыми колонками, которые и позволяют иметь небольшую осадку. Кроме того, на хаусботе имеются подруливающие устройства: носовое и кормовое, плюс cовременное навигационное оборудование и камеры заднего вида с 2 мониторами на постах управления, глубиномер. Все это обеспечивает безопасность и хорошую управляемость.
Хаусбот имеет ряд отличий от яхт и катеров. По комфорту он приближается к самым современным яхтам, имея при этом значительно меньшую стоимость. Имея малую осадку, хаусбот способен причалить к берегу там, где мог бы сделать это только катер малой вместимости. Большая ширина хаусбота снижает неприятные ощущения от качки, а меньшая зависимость от погодных условий увеличивает продолжительность сезона водных путешествий. Безусловно, хаусбот не имеет таких ходовых качеств, какими располагают современные океанские моторные яхты, однако надо заметить, что при одинаковой длине с яхтой площадь хаусбота на 30–40% больше, а цена в несколько раз ниже. Поскольку хаусбот – маломерное судно, его пассажировместимость, которая рассчитывается по количеству спальных мест, как правило, составляет меньше 12 человек. Рассчитаны такие суда на плавание по рекам, озерам, морским заливам и лиманам. Условия комфортного путешествия на хаусботе: волны – не более 1,2 м, ветер – не более 15 м/с. В среднем хаусбот обладает возможностью автономного хода в размере 5–8 дней. Необходимое топливо находится во вместительных баках на борту судна, а отходы содержатся в специальных емкостях до прибытия на место стоянки.
В зависимости от основного назначения хаусбота (личное либо коммерческое использование), его планировка может существенно отличаться от модели к модели. В семейном варианте обычно на первой палубе расположены две спальни с мебелью и ванными комнатами, большая гостиная с барной стойкой и оборудованная встроенной техникой кухня. На нижней палубе располагаются гостевые спальни, прачечная и хозяйственный блок. Современный хаусбот оборудован, как правило, доступом в интернет, аудио- и видеосистемами. Прогулки на хаусботах открывают возможности для активных видов отдыха и дают возможность в любое время поменять вид из окна или соседей, не меняя при этом квартиры.
Причины, по которым люди выбирали для себя жилье на воде, были различными. В некоторых случаях причиной были высокие налоги на земельные участки, в некоторых – недостаток земли на территории относительно крупных населенных пунктов. Целые поселки из таких домов-лодок с давних времен сохранились в странах Европы.
Например, в гамбургском порту Германии на воде располагается целая коммуна хаусботов, в которой имеется даже собственная церковь. На канале Ландвер в Фридрихсхайн-Кроецберге (Берлин) также есть свой район плавучих домов.
В Голландии, у берегов каналов Амстердама, располагаются одни из самых красивых и дорогостоящих хаусботов в Европе, среди которых есть даже хаусботы-гостиницы. Сегодня содержание хаусботов в Амстердаме обходится очень дорого в связи с ограниченным количеством причалов. Одна из главных достопримечательностей города – плавучий цветочный рынок, расположенный вдоль берегов канала Зингель.
В Англии встречаются хаусботы как с преобладающими ходовыми качествами – для совершения путешествий по рекам, каналам и озерам, так и редко трогающиеся с места, которые используются в качестве домов. Первые британские хаусботы использовались для перевозки сырья и топлива по каналам и впервые были построены в начале Промышленной революции. Сегодня сеть каналов предназначена в первую очередь для отдыха. В Великобритании на воде живут более 15 тысяч человек.
В Соединенных Штатах хаусботы впервые появились аж в 1905 году, а к 1930-м годам число их достигло 2-х тысяч. Первые развлекательные прогулки на хаусботах в Соединенных Штатах относятся к концу 1940-х годов, когда люди стали испытывать желание оставаться на воде подольше. Родоначальником прогулок на хаусботах в США считается озеро Камберленд в штате Кентукки. Особенность данной местности в том, что искусственное заполнение пресной водой низменности, образованной в результате вулканической активности, привело к появлению целой системы каналов-озер причудливой и извилистой формы. В наиболее широких местах располагаются стоянки, где непосредственно стоят хаусботы, и прилегающеие территории, где находится необходимая инфраструктура: от заправочных станций до кафе и магазинов. Озеро Камберленд также часто называют мировой столицей производства хаусботов, так как большинство американских хаусботов были построены именно в окрестностях этого озера. Благоприятные условия для прогулок в собственном доме созданы также на озерах в юго-восточной части США, таких как озеро Норрис (штат Теннесси), Дэйл Холлоу (Кентукки/Теннесси), Лэниэр (Джорджия). Город Саусалито, штат Калифорния, также известен своими плавучими домами, собственниками которых в разные времена были известные художники, кинозвезды, писатели и другие знаменитости. С развитием отрасли популярность приобрел бизнес сдачи хаусботов в аренду на срок от 1-2 дней до месяца. Более того, хаусботы стали использоваться в сфере коммерции. В штате Вирджиния однажды существовал плавучий филиал Чесапикского национального банка, который предоставлял банковские услуги лодочникам. На Аляске функционирует единственное в США плавучее почтовое отделение.
Плавающая многоэтажка
Теперь можно приобрести не только путешествие – так называемый «круиз», но и апартаменты на круизном лайнере. Это дорого, зато романтично. Будущие собственники такой недвижимости смогут пожить в Каннах во время проведения в городе кинофестиваля, отпраздновать карнавал в Рио-де-Жанейро, а в канун Нового года операторы круизного судна предлагают бросить якорь в бухте Сиднея, чтобы жители этой роскошной плавающей многоэтажки насладились фейерверком. Компания Condo Cruise Lines, которая первой предложила судно с апартаментами на борту, уже планирует строительство следующих двух. Роскошные апартаменты на борту первого круизного судна были распроданы менее чем за полгода после начала продаж.
К 2013 году Condo Cruise Lines построит круизное судно стоимостью 1,1 млрд долларов, в котором можно будет покупать квартиры. Компания также модернизирует 4 судна – согласно стандартам роскошного лайнера vip-класса, и апартаменты там тоже будут предназначены для продажи.
Комания Utopia Residence намерена продавать апартаменты на корабле «Утопия», и их цена будет колебаться от 3,7 млн долларов до 26 млн, а площадь – от 126 кв. м до 594 кв. м. «Утопия» будет весить 105 тонн, и длина составит 300 м. Половина апартаментов будет сдаваться в качестве кают – гостиничных номеров, а половина – продана как апартаменты. Всего их 400, размещаются каюты на 15 корабельных палубах.
Собственникам, как и в «земной» жизни, необходимо будет оплачивать коммунальные услуги, охрану, консьержа и доступ к закрытым клубам. Зато на лайнере «Утопия» в полном распоряжении гостей будут бассейны, открытый кинотеатр, приватные закрытые ночные клубы, магазины, мини-поля для гольфа, теннисный корт.
Плавающие города
А вот японцы пошли еще дальше. Они задумали заселить людьми Тихий океан, для чего построят на водной глади города, которые станут жилищем как минимум для 100 тыс. человек. Такими планами поделилась компания Shimizu Corporation, и хотя звучат они фантастически, разработчики проекта хотят превратить его в реальность к 2025 году. По своей структуре потрясающий город будущего будет напоминать колонию кувшинок.
Необычное сооружение, дрейфующее в океане, будет состоять из отдельно плавающих районов. Каждый район – по форме кувшинки с радиусом 1,5 км. В районе, по подсчетам японских футуристов, смогут проживать 10–50 тыс. жителей. Эти «кувшинки» будут складываться в один общий модуль и формировать поселение целиком. Впоследствии все плавучие города-модули составят еще более крупную формацию – жилой регион в Тихом океане.
Основная часть населения будет жить в башнях-небоскребах, находящихся в центре «кувшинок». Башню окружат искусственно созданные леса и поля, на которых организуют культивацию сельскохозяйственных культур и выпас домашнего скота. На нижних уровнях башен будут устроены фабрики по переработке ресурсов, а на внешнем периметре плавучих островов – курортные зоны с пляжами. Там же – по «берегам» – запланировано организовать дополнительные жилые зоны с наиболее престижными особняками.
Японцы обещают хороший климат в плавучих городах, поскольку модули станут дрейфовать в Тихом океане по экватору, где погода стабильна и мало тайфунов. Средняя температура будет равна +26…+28 ºC. В результате сельское хозяйство будет процветать, а кроме того, получится сократить расходы на электроэнергию. Компактная форма любого плавучего города позволила бы на 40% уменьшить выбросы CO из-за отсутствия проблем с транспортом. Вдобавок в таком климате была бы крайне эффективна добыча солнечной энергии, энергии ветра и энергии океана. Надо добавить, что каждая гигантская «кувшинка» будет обладать автономными средствами жизнеобеспечения.
Для обеспечения безопасности в плавучих городах соорудят инновационные подводные волнорезы и 20–30-метровые дамбы. Когда счастливое население таких утопических поселков будет расти, к любому городу просто надо будет прицепить дополнительную ячейку-«кувшинку».
Заброшенный дебаркадер раньше бывший пассажирской пристанью города Камышина. Потом некоторое время служил турбазой для студентов института физкультуры. Здесь проходили занятия по гребле, а на выходных приезжали жители города для отдыха на воде.